Проверяемый текст
Сапрыкина Екатерина Владимировна. Трансформация функций философии в современной культуре (Диссертация 2004)
[стр. 90]

90 Мир утрачивает объективный и универсальный смысл.
Смысл создают сами люди, причем нет единых правил или ограничений для творчества культурных смыслов.
Суть изменения типа философии заключается в том, что первостепенное внимание
стало уделяться исследованию смыслов и значений, и характеризуется тем, что в философии видят теперь прежде всего систему познавательных действий; философия-такая деятельность, которая позволяет обнаруживать или определять значение предложений.
Следовательно, главная задача философии состоит в прояснении смыслов и значений, поэтому важной функцией философии, определяющей ее роль в культуре, становится герменевтическая функция.
На факт трансформации мировоззренческой функции философии и актуализации герменевтической функции, на наш взгляд, указывают исследования современных авторов, которые фиксируют изменения в современной культуре как «переход от законодательного разума к интерпретирующему», движение от «монологического разума к демократическому», как «конец великого проекта Истины».
Эти изменения связаны с принятием идей об исторической и культурной обусловленности философии.
Превращение философии из теории в деятельность осуществляется в творчестве Л.
Витгенштейна, считающего, что философия не должна заниматься построением каких-либо обобщающих теорий или гипотез, а основная задача философии это логическое прояснение смысла предложений: существуют глубокие тревоги: они коренятся в нас так же глубоко, как и формы нашего языка, а их значение так же велико, как и важность нашего языка.
Когда философы употребляют то или иное слово «знание», «бытие», «предмет», «я», «предложение», «имя» и стремятся постичь сущность вещей, надо всегда себя спрашивать: употребляется ли это слово в породившем
его языке действительно так? Необходимой составной частью логико-философских взглядов «раннего» Витгенштейна является идея о непротиворечивом языке, следствием которой явилась установка на создание «идеального» языка, очищенного от многих
[стр. 113]

видимостью явлений и требующей своего открытия, приводит к выводу о множественности возможных интерпретаций мира, ни одна из которых не будет единственно правильной.
Мир утрачивает объективный и универсальный смысл.
Смысл создают сами люди, причем нет единых правил или ограничений для творчества культурных смыслов.
Суть изменения типа философии заключается в том, что первостепенное внимание
стаю уделяться исследованию смыслов и значений, и характеризуется тем, что в философии видят теперь прежде всего систему познавательных действий; философия—такая деятельность, которая позволяет обнаруживать или определять значение предложений.
Следовательно, главная задача философии состоит в прояснении смыслов и значений, поэтому важной функцией философии, определяющей ее роль в культуре, становится герменевтическая функция.
На факт трансформации мировоззренческой функции философии и актуализации герменевтической функции, на наш взгляд, указывают исследования современных авторов, которые фиксируют изменения в современной культуре как «переход от законодательного разума к интерпретирующему», движение от «монологического разума к демократическому», как «конец великого проекта Истины».
Эти изменения связаны с принятием идей об исторической и культурной обусловленности философии.
Превращение философии из теории в деятельность осуществляется в творчестве Л.
Витгенштейна, считающего, что философия не должна заниматься построением каких-либо обобщающих теорий или гипотез, а основная задача философии это логическое прояснение смысла предложений: «Существуют глубокие тревоги: они коренятся в нас так же глубоко, как и формы нашего языка, а их значение так же велико, как и важность нашего языка.
Когда философы употребляют то или иное слово «знание», «бытие», «предмет», «я», «предложение», «имя» и стремятся постичь сущность вещей, надо всегда себя спрашивать: употребляется ли это слово в породившем
113

[стр.,114]

его языке действительно так? Мы вновь сводим слова от их метафизического применения к повседневному...
Философия есть борьба против околдовывания нашего разума средствами нашего языка».1 Необходимой составной частью логико-философских взглядов «раннего» Витгенштейна является идея о непротиворечивом языке, следствием которой явилась установка на создание «идеального» языка, очищенного от многих недостатков естественного языка (неточности, многозначности, расплывчатости терминологии).
Он полагает, что обычный язык затемняет логическую форму, смешивая логические, нелогические и бессмысленные высказывания, тем самым засоряя науку и человеческий разум псевдопроблемами и псевдоутверждениями.
Средством избавления от словесных злоупотреблений объявляется логический анализ языка, цель которого рассеять густой философский «туман».
Назначение философии сводится к распутыванию языковых замешательств, к устранению языковых помех, прояснению языка.
Результатом деятельности философии является достижение ясности.
Л.
Витгенштейн определяет философию как деятельность по прояснению смысла, а свой метод называет методом языковой «терапии».
Считая метафизику языковой болезнью, затемняющей человеческий разум, Л.
Витгенштейн предлагает в качестве средства лечения философского заболевания лингвистический анализ.1 2 По его мнению, понимание смысла высказывания достигается путем его верификации, то есть сведения к атомарным предложениям, истинность которых не вызывает сомнения, так как они соответствуют фактам действительности.
Результат философии открытие какой-либо бессмыслицы и травм, которые получает наш разум, пытаясь разбить границы языка.
Все философские проблемы, по мнению Л.
Витгенштейна, возникают из форм нашего языка.
Они род головоломок, напоминающих складывание картинок из кусочков.
Для их решения не требуется ничего открывать или 114 1 Витгенштейн Л.
Философские работы.
4.1.
— М., 1994.
С.
347.
2 См: Витгенштейн Л.
Философские работы.
4.1.
М., 1994.
5-16.

[Back]