Проверяемый текст
Сапрыкина Екатерина Владимировна. Трансформация функций философии в современной культуре (Диссертация 2004)
[стр. 92]

92 «Поздний» Витгенштейн отказывается от идеи создания «идеального» языка, который был бы укреплен в реальности и выражения которого имели бы прочные значения истинности.
Он принимает все многообразие форм употребления слов и языковых выражений и разрабатывает концепцию «языковых игр».
Понимание смысла зависит от умения оперировать им, следовательно, определение смысла высказывания зависит не только от метода верификации, но и от правил, конвенционально принятых тем или иным языковым сообществом в соответствующей «языковой игре».
Таким образом, у Витгенштейна ни один язык не обладает истинным значением, а представляет собой особый вид деятельности, осуществляемой по определенным правилам, принятым языковым сообществом, в процессе которой создаются значения терминов и выражений.
Поэтому задачей философии является прояснение употребления слов и высказываний, которые они приобретают в контексте.
Если раннее творчество Витгенштейна развивается еще в русле классической философской традиции, что находит отражение в идее создания «идеального» языка, то есть открытие за многообразными способами употребления языка единой основы, то «поздний» Витгенштейн отходит от этого принципа, отрицая наличие объективного смысла и признавая его контекстуальность.
Итак, позитивисты опровергают представление о философии как о целостной и обобщающей системе мира.
В их трудах рождается новое понимание философии как чистой деятельности, свободной от какой бы то ни было
позитивной доктрины.
Цель философской деятельности «показать мухе выход из бутылки», то есть помочь выбраться из языковой ловушки.
Философия ничего не
объясняет, так как объяснениями занимается наука, а философия не наука.
Она лишь показывает, как работает язык, поэтому философы могут быть авторами бессмыслицы или борцами с ней.
Наметившееся в работах позитивистов превращение философии из мировоззрения (теории мира) в деятельность по интерпретации смысла предложений, как считает автор данного диссертационного исследования, свидетель
[стр. 115]

дополнительно узнавать.
Все компоненты картинки налицо, только перемешаны.
Просто требуется распутать эту мешанину, сложить кусочкии картина ясна.
1 Философские проблемы решаются не добыванием новой информации, а организацией того, что мы уже знали: философия есть борьба против действия на наш разум языкового гипноза.
«Поздний» Витгенштейн отказывается от идеи создания «идеального» языка, который был бы укреплен в реальности и выражения которого имели бы прочные значения истинности.
Он принимает все многообразие форм употребления слов и языковых выражений и разрабатывает концепцию «языковых игр».
Понимание смысла зависит от умения оперировать им, следовательно, определение смысла высказывания зависит не только от метода верификации, но и от правил, конвенционально принятых тем или иным языковым сообществом в соответствующей «языковой игре».
Таким образом, у Витгенштейна ни один язык не обладает истинным значением, а представляет собой особый вид деятельности, осуществляемой по определенным правилам, принятым языковым сообществом, в процессе которой создаются значения терминов и выражений.
Поэтому задачей философии является прояснение употребления слов и высказываний, которые они приобретают в контексте.
Если раннее творчество Витгенштейна развивается еще в русле классической философской традиции, что находит отражение в идее создания «идеального» языка, то есть открытие за многообразными способами употребления языка единой основы, то «поздний» Витгенштейн отходит от этого принципа, отрицая наличие объективного смысла и признавая его контекстуальность.
Итак, позитивисты опровергают представление о философии как о целостной и обобщающей системе мира.
В их трудах рождается новое понимание философии как чистой деятельности, свободной от какой бы то ни было
115 1 Козлова М.С.
Философия и язык (Критический анализ некоторых тенденций эволюции позитивизма XX века) М., 1972.
С.220.


[стр.,116]

позитивной доктрины.
Цель философской деятельности «показать мухе выход из бутылки», то есть помочь выбраться из языковой ловушки.
Философия ничего не
объяснят, так как объяснениями занимается наука, а философия не наука.
Она лишь показывает, как работает язык, поэтому философы могут быть авторами бессмыслицы или борцами с ней.
Наметившееся в работах позитивистов превращение философии из мировоззрения (теории мира) в деятельность по интерпретации смысла предложений, как считает автор данного диссертационного исследования, свидетельствует
об изменении ее функционирования в культуре, что нашло выражение в ослаблении мировоззренческой функции и, напротив, в актуализации герменевтической функции философии.
Но если у позитивистов поле философской деятельности ограничивалось языком, то последующие философские концепции распространяют действие герменевтической функции философии на сферу культуры, понимаемую как текст.
Культура любого исторического периода представляется постмодернистами как сумма дискурсов или текстов, то есть устных или письменных модусов мышления.
Ж.
Деррида утверждает, что «ничего не существует вне текста», весь мир безграничный и бесконечный текст.
Поэтому задача философии заключается в понимании и расшифровке содержания различных культурных смыслов и значений, осуществляемых герменевтической функцией.
«В философском плане проблема понимания возникает или обостряется в переломные моменты развития культуры, когда распадаются внутри культурные связки между основными «предельными» для каждой эпохи понятиями, которые в совокупности своей определяют «фоновое», «контекстное» знание во всех его многоликих и трудноуловимых формах и составляют основу мировоззренческих схем, «канонов смыслообразования», характеризующих ту или иную эпоху», утверждает Н.С.
Автономова.1 116 1 Автономова Н.С.
Рассудок.
Разум.
Рациональность.
М., 1988.
С.
244-245.

[Back]