Проверяемый текст
Сапрыкина Екатерина Владимировна. Трансформация функций философии в современной культуре (Диссертация 2004)
[стр. 93]

93 ствует об изменении ее функционирования в культуре, что нашло выражение в ослаблении мировоззренческой функции и, напротив, в актуализации герменевтической функции философии.
Но если у позитивистов поле философской деятельности ограничивалось языком, то последующие философские концепции распространяют действие герменевтической функции философии на сферу культуры, понимаемую как текст.
Культура любого исторического периода представляется постмодернистами как сумма дискурсов или текстов, то есть устных или письменных модусов мышления.
Ж.
Деррида утверждает, что «ничего не существует вне текста»1
2, весь мир безграничный и бесконечный текст.
Поэтому задача философии заключается в понимании и расшифровке содержания различных культурных смыслов и значений, осуществляемых герменевтической функцией.
«В философском плане проблема понимания возникает или обостряется в переломные моменты развития культуры, когда распадаются внутрикультурные связки между основными «предельными» для каждой эпохи понятиями, которые в совокупности своей определяют «фоновое», «контекстное» знание во всех его многоликих и трудноуловимых формах и составляют основу мировоззренческих схем, «канонов смыслообразования», характеризующих ту или
л иную эпоху», утверждает Н.С.
Автономова .
Герменевтическая функция востребована в многообразных ситуациях исследования чуждых нам культурных контекстов, освоения ценностей одной культуры в терминах другой культуры и тем самым проникновения в более глубокие пласты собственной культуры.
В культуре постмодерна философия обретает новую функцию игровую, которую можно считать подфункцией герменевтической.
Если герменевтическая функция философии направлена на истолкование и понимание культурных смыслов, то игровая функция выражается в вольном, свободном
обраще1 См.: Деррида Ж.
Грамматология.
2 Автономова Н.С.
Рассудок.
Разум.
Рациональность.
М., 1988.
С.
244-245.
[стр. 116]

позитивной доктрины.
Цель философской деятельности «показать мухе выход из бутылки», то есть помочь выбраться из языковой ловушки.
Философия ничего не объяснят, так как объяснениями занимается наука, а философия не наука.
Она лишь показывает, как работает язык, поэтому философы могут быть авторами бессмыслицы или борцами с ней.
Наметившееся в работах позитивистов превращение философии из мировоззрения (теории мира) в деятельность по интерпретации смысла предложений, как считает автор данного диссертационного исследования, свидетельствует об изменении ее функционирования в культуре, что нашло выражение в ослаблении мировоззренческой функции и, напротив, в актуализации герменевтической функции философии.
Но если у позитивистов поле философской деятельности ограничивалось языком, то последующие философские концепции распространяют действие герменевтической функции философии на сферу культуры, понимаемую как текст.
Культура любого исторического периода представляется постмодернистами как сумма дискурсов или текстов, то есть устных или письменных модусов мышления.
Ж.
Деррида утверждает, что «ничего не существует вне текста»,
весь мир безграничный и бесконечный текст.
Поэтому задача философии заключается в понимании и расшифровке содержания различных культурных смыслов и значений, осуществляемых герменевтической функцией.
«В философском плане проблема понимания возникает или обостряется в переломные моменты развития культуры, когда распадаются внутри культурные связки между основными «предельными» для каждой эпохи понятиями, которые в совокупности своей определяют «фоновое», «контекстное» знание во всех его многоликих и трудноуловимых формах и составляют основу мировоззренческих схем, «канонов смыслообразования», характеризующих ту или
иную эпоху», утверждает Н.С.
Автономова.1
116 1 Автономова Н.С.
Рассудок.
Разум.
Рациональность.
М., 1988.
С.
244-245.


[стр.,117]

Герменевтическая функция востребована в многообразных ситуациях исследования чуждых нам культурных контекстов, освоения ценностей одной культуры в терминах другой культуры и тем самым проникновения в более глубокие пласты собственной культуры.
В культуре постмодерна философия обретает новую функцию игровую, которую можно считать подфункцией герменевтической.
Если герменевтическая функция философии направлена на истолкование и понимание культурных смыслов, то игровая функция выражается в вольном, свободном
обращении со смыслами и значениями слов и философских терминов и участвует в порождении новых смыслов.
Игровая функция философии возникает из постмодернистского принципа «свободной игры мысли», воспринятого у Ф.
Ницше и сформулированного Ж.
Дерридой.
Игровой принцип демонстрирует условность всякой интерпретации текстов культуры и отстаивает тезис о неизбежной ошибочности любого прочтения.
Это связано с отрицанием постмодернистской философией универсальной природы смысла: смысл творят сами люди в процессе своей деятельности, причем создание смысла осуществляется вне правил и канонов.
Таким образом, игровая функция философии находит свое воплощение в свободном обращении со смыслами слов, в наделении и придании нового смысла традиционным терминам, в игровом отношении к «аргументам», в игре в произвольную этимологию, когда слово разнимается на составные части с целью нахождения его изначального смысла, не имеющего ничего общего с его словарным значением.
Игровой принцип постмодерна связан с представлением о том, что всякое мышление, в том числе и теоретическое (философское, литературоведческое, даже естественнонаучное) является неизбежно художественным, поэтическим.
Следовательно, мир может быть познан только в форме повествования, поэтому Р.
Рорти предлагает взгляд на историю как историю полезных метафор, а не как историю понимания того, каковы вещи есть на самом деле.
К такому выводу его подводит признание укорененности нашего бытия в языке.
Знание о мире ограничивается словарем каждого отдельного человека.
117

[Back]