Проверяемый текст
Сапрыкина Екатерина Владимировна. Трансформация функций философии в современной культуре (Диссертация 2004)
[стр. 94]

94 нии со смыслами и значениями слов и философских терминов и участвует в порождении новых смыслов.
Игровая функция философии возникает из постмодернистского принципа «свободной игры мысли», воспринятого у Ф.
Ницше и сформулированного Ж.
Дерридой.
Игровой принцип демонстрирует условность всякой интерпретации текстов культуры и отстаивает тезис о неизбежной ошибочности любого прочтения.
Это связано с отрицанием постмодернистской философией универсальной природы смысла: смысл творят сами люди в процессе своей деятельности, причем создание смысла осуществляется вне правил и канонов.
Таким образом, игровая функция философии находит свое воплощение в свободном обращении со смыслами слов, в наделении и придании нового смысла традиционным терминам, в игровом отношении к «аргументам», в игре в произвольную этимологию, когда слово разнимается на составные части с целью нахождения его изначального смысла, не имеющего ничего общего с его словарным значением.
Игровой принцип постмодерна связан с представлением о том, что всякое мышление, в том числе и теоретическое (философское, литературоведческое, даже естественнонаучное) является неизбежно художественным, поэтическим.
Следовательно, мир может быть познан только в форме повествования, поэтому Р.
Рорти предлагает взгляд на историю как историю полезных метафор, а не как историю понимания того, каковы вещи есть на самом деле.
К такому выводу его подводит признание укорененности нашего бытия в языке.
Знание о мире ограничивается словарем каждого отдельного человека.

Под «конечным словарем» Р.
Рорти понимает запас слов, с помощью которых человек оправдывает свои действия, убеждения и рассказывает истории своей жизни с позиций прошлого или будущего.
Человек не может выйти за пределы своего «конечного словаря», так как вне языка и текста ничего не существует, но он может раздвигать его границы, совершенствуя свой язык.
«Творить свой собственный дух значит творить свой собственный язык, а не устанавливать
[стр. 117]

Герменевтическая функция востребована в многообразных ситуациях исследования чуждых нам культурных контекстов, освоения ценностей одной культуры в терминах другой культуры и тем самым проникновения в более глубокие пласты собственной культуры.
В культуре постмодерна философия обретает новую функцию игровую, которую можно считать подфункцией герменевтической.
Если герменевтическая функция философии направлена на истолкование и понимание культурных смыслов, то игровая функция выражается в вольном, свободном обращении со смыслами и значениями слов и философских терминов и участвует в порождении новых смыслов.
Игровая функция философии возникает из постмодернистского принципа «свободной игры мысли», воспринятого у Ф.
Ницше и сформулированного Ж.
Дерридой.
Игровой принцип демонстрирует условность всякой интерпретации текстов культуры и отстаивает тезис о неизбежной ошибочности любого прочтения.
Это связано с отрицанием постмодернистской философией универсальной природы смысла: смысл творят сами люди в процессе своей деятельности, причем создание смысла осуществляется вне правил и канонов.
Таким образом, игровая функция философии находит свое воплощение в свободном обращении со смыслами слов, в наделении и придании нового смысла традиционным терминам, в игровом отношении к «аргументам», в игре в произвольную этимологию, когда слово разнимается на составные части с целью нахождения его изначального смысла, не имеющего ничего общего с его словарным значением.
Игровой принцип постмодерна связан с представлением о том, что всякое мышление, в том числе и теоретическое (философское, литературоведческое, даже естественнонаучное) является неизбежно художественным, поэтическим.
Следовательно, мир может быть познан только в форме повествования, поэтому Р.
Рорти предлагает взгляд на историю как историю полезных метафор, а не как историю понимания того, каковы вещи есть на самом деле.
К такому выводу его подводит признание укорененности нашего бытия в языке.
Знание о мире ограничивается словарем каждого отдельного человека.

117

[стр.,118]

Под «конечным словарем» Р.
Рорти понимает запас слов, с помощью которых человек оправдывает свои действия, убеждения и рассказывает истории своей жизни с позиций прошлого или будущего.
Человек не может выйти за пределы своего «конечного словаря», так как вне языка и текста ничего не существует, но он может раздвигать его границы, совершенствуя свой язык.
«Творить свой собственный дух, значит творить свой собственный язык, а не устанавливать
своему духу предел тем языком, что был оставлен нам другими людьми».1 Таким образом, мир и собственная жизнь открываются человеку лишь в виде историй и рассказов о них.
Так и вся человеческая история видится Рорти как буквализация метафор, представляющая собой смену одних метафор другими, замену устаревших описаний мира и человека новыми мировоззренческими описаниями, что требует своего понимания и концептуализации, осуществляемых философией.
История нашей культуры подобна истории кораллового рифа.
Старые метафоры постоянно мертвеют в буквальности, а затем служат платформой и фоном для новых метафор.
Такая аналогия позволяет мыслить культуру как нечто сформировавшееся, как результат множества случайностей.
Поэтому научные революции можно рассматривать как метафорическое переописание природы, а не как постижение ее внутренней сущности.1 2 В свою очередь все философские системы, когда-либо создававшиеся и создаваемые, представляют собой метафоры.
История развития философской мысли также выглядит как смена одних метафор другими.
Причем замена одного повествования осуществляется не в результате поиска аргументации, подтверждающей истинность и возвышающей один словарь и опровергающей другой, а путем переописания одних вещей другими.
Под переописанием понимается языковая игра, игра в смыслы, основанная на постоянном стремлении к новизне, в которой важную роль играет человеческое воображение.
Поэтому в описании мира «побеждает» не тот словарь, который от118 1 Рорти Р.
Случайность, ирония, солидарность.
-М., 1996.
-С.58.
2 Рорти Р.
Случайность, ирония, солидарность.
М., 1996.
С.38.

[Back]