96 ли», Р. Рорти истолковывает следующим образом: «нахождение описания всех характерных вещей своего времени, которыми дорожишь превыше всего, с которыми себя непоколебимо идентифицируешь, описание, которое будет служить описанием цели, по отношению к которой исторические проекты, приведшие к определенной эпохе, были средством».1 2 Назначение философии заключается в переописании множества вещей до тех пор, пока не будет создан образец лингвистического поведения, который выберет новое поколение, но который также не будет являться окончательным. Игровую функцию, связанную со смыслообразованием в культуре, философия выполняет в процессе создания концептов. По мнению Ж. Делеза и Ф. Гваттари, философия представляет собой игру в творчество, конструирование концептов. Если Р. Рорти смотрит на историю философии как на смену метафор, то они пересматривают историю философии и истолковывают ее как смену одних концептов другими. Концепт Ж. Делез и Ф. Гваттари определяют как событие, обладающее философской значимостью. Концепт это «чистое событие, не совпадающее с тем состоянием вещей, в котором оно воплощается. Всякий раз выделять событие из вещей и живых существ такова задача философии, когда она создает концепты и целостности». Каждому концепту соответствует свой план имманенции, то есть образ мысли, посредством которого она сама себя представляет. В качестве примеров концептов они приводят концепт Единого у Платона, концепт Декарта «Я мыслю, следовательно, существую». В истории философии выделяются следующие планы имманенции: созерцание в Античности, рефлексия в Новое время, коммуникация в XX веке. Определенный тип мышления предполагает и построение особого рода философских систем. План имманенции и соответствующие ему концепты создают свой мир, свой тип мышления и свое бытие. Концепт Декарта Ж. Делез с Ф. Гваттари 1 Рорти Р. Случайность, ирония, солидарность. М., 1996. С.85. 2 Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., 1998. С.46. |
крывает истину, а тот, который способен сказать новое слово относительно того, что людям нужно и должно делать. В деле переописания философия играет важную роль, следовательно, она, включаясь в игру по поиску новых идей, выполняет в культуре игровую функцию. Гегелевское определение философии как «эпохи, схваченной в мысли» Р. Рорти истолковывает следующим образом: «нахождение описания всех характерных вещей своего времени, которыми дорожишь превыше всего, с которыми себя непоколебимо идентифицируешь, описание, которое будет служить описанием цели, по отношению к которой исторические проекты, приведшие к определенной эпохе, были средством».1 Назначение философии заключается в переописании множества вещей до тех пор, пока не будет создан образец лингвистического поведения, который выберет новое поколение, но который также не будет являться окончательным. Игровую функцию, связанную со смыслообразованием в культуре, философия выполняет в процессе создания концептов. По мнению Ж. Делеза и Ф. Гватгари, философия представляет собой игру в творчество, конструирование концептов. Если Р. Рорти смотрит на историю философии как на смену метафор, то они пересматривают историю философии и истолковывают ее как смену одних концептов друг ими. Концепт Ж. Делез и Ф. Гваттари определяют как событие, обладающее философской значимостью. Концепт это «чистое событие, не совпадающее с тем состоянием вещей, в котором оно воплощается. Всякий раз выделять событие из вещей и живых существ — такова задача философии, когда она создает концепты и целостности».1 2 Каждому концепту соответствует свой план имманснции, то есть образ мысли, посредством которого она сама себя представляет. В качестве примеров концептов он.ч приводят концепт Единого у Платона, концепт Декарта «Я мыслю, следовательно, существую». В истории философии выделяются следующие планы имманенции: созерцание в Античности, рефлексия в 119 1 Рорти Р. Случайность, ирония, солидарность. М., 1996. С.85. 2 Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб, 1998. С.46. Новое время, коммуникация в XX веке. Определенный тип мышления предполагает и построение особого рода философских систем. План имманенции и соответствующие ему концепты создают свой мир, свой тип мышления и свое бытие. Концепт Декарта Ж. Делез с Ф. Гваггари сравнивают с концептом Платона. Главное отличие платоновского концепта от содко Декарта в том, что творимый концепт репрезентирует нечто несотворенное, что ему предшествует. Концепт у Платона это свидетельство некоторой предсуществующей объектности. В плане Платона истина полагается в качестве предполагаемой, уже присутствующей. У Декарта концепт совершенно не предполагает ничего объективного, он опирается только на субъективную позицию. Познавательный процесс вбирает в себя объективную действительность, которая не предполагает в себе какую бы то ни было предсуществующую истину. Истина присутствует в самом мышлении. Каждый концепт связан с определенной проблемой, без которой он не имел бы смысла. Если изменяется проблема, на которую должен отвечать концепт, изменяется и порядок мышления. Замена одного концепта другим происходит через смену проблем. Таким образом, историю философии можно трактовать не как постепенное и неизбежное приближение к вечной и неизменной истине, а как бесконечное творчество и игру, не имеющие заранее намеченной цели. Игровая функция постмодернистской философии наиболее полно воплощается в методе деконструкции, предложенном Дерридой. Его суть заключается в выявлении внугренней противоречивости текста, в обнаружении в нем скрытых и незаметных не только для неискушенного читателя, но и для самого автора «остаточных» смыслов, доставшихся от дискурсивных практик прошлого, закрепленных в языке в форме неосознаваемых мыслительных стереотипов, которые в свою очередь столь же бессознательно и независимо от автора текста трансформируются под воздействием языковых клише его времени. 120 |