97 сравнивают с концептом Платона. Главное отличие платоновского концепта от со§ко Декарта в том, что творимый концепт репрезентирует нечто несотворенное, что ему предшествует. Концепт у Платона ~ это свидетельство некоторой предсуществующей объектности. В плане Платона истина полагается в качестве предполагаемой, уже присутствующей. У Декарта концепт совершенно не предполагает ничего объективного, он опирается только на субъективную позицию. Познавательный процесс вбирает в себя объективную действительность, которая не предполагает в себе какую бы то ни было предсуществующую истину. Истина присутствует в самом мышлении. Каждый концепт связан с определенной проблемой, без которой он не имел бы смысла. Если изменяется проблема, на которую должен отвечать концепт, изменяется и порядок мышления. Замена одного концепта другим происходит через смену проблем. Таким образом, историю философии можно трактовать не как постепенное и неизбежное приближение к вечной и неизменной истине, а как бесконечное творчество и игру, не имеющие заранее намеченной цели. Игровая функция постмодернистской философии наиболее полно воплощается в методе деконструкции, предложенном Дерридой. Его суть заключается в выявлении внутренней противоречивости текста, в обнаружении в нем скрытых и незаметных не только для неискушенного читателя, но и для самого автора «остаточных» смыслов, доставшихся от дискурсивных практик прошлого, закрепленных в языке в форме неосознаваемых мыслительных стереотипов, которые в свою очередь столь же бессознательно и независимо от автора текста трансформируются под воздействием языковых клише его времени. Все это приводит к возникновению в тексте так называемых противоречий, как бы изначально присущих природе языка, когда автор вкладывает один смысл, а текст обретает дополнительный, неведомый автору, смысл. Выявить эти «неразрешимости», сделать их предметом тщательного анализа и является задачей деконструкции. |
Новое время, коммуникация в XX веке. Определенный тип мышления предполагает и построение особого рода философских систем. План имманенции и соответствующие ему концепты создают свой мир, свой тип мышления и свое бытие. Концепт Декарта Ж. Делез с Ф. Гваггари сравнивают с концептом Платона. Главное отличие платоновского концепта от содко Декарта в том, что творимый концепт репрезентирует нечто несотворенное, что ему предшествует. Концепт у Платона это свидетельство некоторой предсуществующей объектности. В плане Платона истина полагается в качестве предполагаемой, уже присутствующей. У Декарта концепт совершенно не предполагает ничего объективного, он опирается только на субъективную позицию. Познавательный процесс вбирает в себя объективную действительность, которая не предполагает в себе какую бы то ни было предсуществующую истину. Истина присутствует в самом мышлении. Каждый концепт связан с определенной проблемой, без которой он не имел бы смысла. Если изменяется проблема, на которую должен отвечать концепт, изменяется и порядок мышления. Замена одного концепта другим происходит через смену проблем. Таким образом, историю философии можно трактовать не как постепенное и неизбежное приближение к вечной и неизменной истине, а как бесконечное творчество и игру, не имеющие заранее намеченной цели. Игровая функция постмодернистской философии наиболее полно воплощается в методе деконструкции, предложенном Дерридой. Его суть заключается в выявлении внугренней противоречивости текста, в обнаружении в нем скрытых и незаметных не только для неискушенного читателя, но и для самого автора «остаточных» смыслов, доставшихся от дискурсивных практик прошлого, закрепленных в языке в форме неосознаваемых мыслительных стереотипов, которые в свою очередь столь же бессознательно и независимо от автора текста трансформируются под воздействием языковых клише его времени. 120 121 Все это приводит к возникновению в тексте так называемых противоречий, как бы изначально присущих природе языка, когда автор вкладывает один смысл, а текст обретает дополнительный, неведомый автору, смысл. Выявить эти «неразрешимости», сделать их предметом тщательного анализа и является задачей деконструкции. С герменевтической функцией тесно связана коммуникативная функция философии, так как необходимым условием понимания выступает общение и связь. Коммуникативная функция философии заключается в обеспечении связи и преемственности между различными культурно-историческими эпохами, культурами прошлого и настоящего, философскими идеями, философскими школами и направлениями, а также помогает установить взаимосвязь между разными формами культуры и способами знания. Концепцию философии как деятельности по интерпретации культурных смыслов разделяет Р. Рорги. Размышляя о судьбе философии на современном этапе развития культуры, он считает заблуждением стремление философии к сохранению своей автономии и в преувеличении своего значения. Ошибочно считать, что философия является авангардом культуры и общества и что только она одна способна осуществлять радикальные изменения в обществе, а философы являются революционерами и инициаторами этих перемен. Также ошибкой считается стремление философии к профессионализации, так как желание сохранить философию нетронутой делает неизбежным сужение ее объема, замыкает ее на самой себе, и как следствие узость и односторонность интересов. Отказ же от попыток превратить философию в автономную деятельность ведет к уничтожению границ между философией и другими сферами культурной деятельности. «Если мы прекратим отождествлять свою профессиональную деятельность с «рациональным мышлением», у нас будет больше возможностей обосновать утверждение, что философия не более способна к провозглашению самостоятельной программы, чем инженерное дело или юриспруденция. Такое допущение поможет нам обойтись без идеи, что научные и политические достижения требуют «философских |