99 на исключительную роль в культуре. Задача философии быть посредником между историческими эпохами, примирять старую и новую истину, гармонизировать их, а не противопоставлять друг другу. Философия стала восприниматься не как теория, а как деятельность, в которой приоритет остается за действием, а не созерцанием. Если философия в качестве законодательницы выступала «завершением культуры человеческого разума», то, будучи явлением культуры, философия не может завершиться, пока не прекратятся культурные и социальные изменения, так как в результате этих изменений прежние мировоззренческие картины устаревают, и возникает необходимость в новых описаниях мира. Следовательно, основная функция философии заключается в обеспечении преемственности между прошлым и будущим, в примирении различных культурных практик. «Мы не должны претендовать на роль, общую со жрецами и мудрецами. Наша роль больше сходна с ролью инженеров или юристов. В то время как жрецы и мудрецы разрабатывают свою программу, современные философы, подобно юристам и инженерам, сначала должны выяснить, что нужно их клиентам».1 Рорти предлагает рассматривать философию как вырастающую из «конфликта между унаследованными институтами и несовместимыми с ними современными тенденциями». Исследователь приводит примеры таких конфликтов в истории культуры, когда философские системы рождались из этих конфликтов и играли роль посредников, примиряющих старые и новые мировоззренческие установки. Так, например, необходимость примирить моральные нормы христианской теологии с новой научной картиной мира XVIII века порождает системы Лейбница, Канта и Гегеля, направленные на выполнение этой задачи. На наш взгляд, представление Рорти о философии как о посреднике между культурными эпохами рождается из диалоговой природы философского творчества, представляющего собой постоянный и непрекращающийся диалог 1 Рорти Р. Философия и будущее// Вопросы философии. 1994. №6. С.32. |
оснований» идеи, что нужно воздерживаться от легитимации культурных новшеств до тех пор, пока мы, философы, не признаем их действительно разумными».1 Таким образом, философия не должна замыкаться в рамках своей профессионализации и претендовать на исключительную роль в культуре. Задача философии быть посредником между историческими эпохами, примирять старую и новую истину, гармонизировать их, а не противопоставлять друг другу. Философия ггала восприниматься не как теория, а как деятельность, в которой приоритет остается за действием, а не созерцанием. Если философия в качестве законодательницы выступала «завершением культуры человеческого разума», то будучи явлением культуры, философия не может завершиться, пока не прекратятся культурные и социальные изменения, так как в результате этих изменений прежние мировоззренческие картины устаревают, и возникает необходимость в новых описаниях мира. Следовательно, основная функция философии заключается в обеспечении преемственности между прошлым и будущим, в примирении различных культурных практик. «Мы не должны претендовать на роль, общую со жрецами и мудрецами. Наша роль больше сходна с ролью инженеров или юристов. В то время как жрецы и мудрецы разрабатывают свою программу, современные философы, подобно юристам и инженерам, сначала должны выяснить, что нужно их клиентам».1 2 Рорти предлагает рассматривать философию как вырастающую из «конфликта между унаследованными институтами и несовместимыми с ними современными тенденциями». Исследователь приводит примеры таких конфликтов в истории культуры, когда философские системы рождались из этих конфликтов и играли роль посредников, примиряющих старые и новые мировоззренческие установки. Так, например, необходимость примирить моральные нормы христианской теологии с новой научной картиной мира 1 Рорти Р. Философия и будущее// Вопросы философии. 1994. №6. С.32. 2 Рорти Р. Философия и будущее// Вопросы философии. 1994. №6. 122 С.29. ральные нормы христианской теологии с новой научной картиной мира XVIII века порождает системы Лейбница, Канта и Гегеля, направленные на выполнение этой задачи. На наш взгляд, представление Рорти о философии как о посреднике между культурными эпохами рождается из диалоговой природы философского творчества, представляющего собой постоянный и непрекращающийся диалог между различными философскими идеями, философскими направлениями и течениями прошлого и настоящего, относящимися как к одной культурно-исторической эпохе, так и далеко отстоящими по времени возникновения, а также принадлежащими различным культурам. Философия в современной культуре обретает ранее не свойственную ей коммуникативную функцию, суть которой заключается в обеспечении и установлении связи между культурными эпохами. Данная функция философии становится особенно необходимой в современную эпоху «многомерного диалога», когда диалог становится «универсальным, всеохватывающим способом существования культуры и человека в культуре».1 Итак, опираясь на все вышесказанное, можно утверждать, что сейчас в современной философии происходит переориентация в понимании предназначения философии. Направленность философского исследования перемещается на рассмотрение тех смысловых связей, которые складываются в культуре и вырастают в коммуникациях, во взаимоотношениях разных индивидов. Эти способы коммуникации и смыслы меняются исторически, в зависимости от смены культур, поэтому философия оказывается культурноисторическим образованием. Одной из главных задач философии является анализ коммуникативных связей, которые складываются в данный момент в культуре, которая сама изменяется. Пока изменяется культура, существует философия, так как появ123 1 Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. С. 405. |