Проверяемый текст
Агафонов Ю.А. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК В РОССИИ (Институциональный и нормативно-правовой аспекты) Ростов-на-Дону — 2000.
[стр. 143]

143 В результате проведенного исследования роль экономической стратификации в формировании социального порядка в современной России был получен целый ряд новых в теоретико-методологическом отношении выводов, которые могут быть продуктивно развиты в последующих разработках данной актуальной проблемы.
В процессе изучения поставленных в диссертации вопросов было выявлено, что разрушение прежней социальной системы и становление новой предполагает формирование новых правил взаимодействия индивидов в обществе.
Стабильность складывающейся новой социальной системы зависит от
упорядочения взаимодействий членов общества, а также мер, делающих соблюдение новых правил обязательным для членов общества, что означает необходимость выработки новых правил и норм для всех сфер жизнедеятельности общества.
Что касается России, то в последние годы продолжается тенденция к дезинтеграции общества, поскольку очевидно, что социальные группы, корпорации, сообщества и индивиды по-разному представляют себе образы «единого» социального пространства.
Протекают процессы интеграции и дезинтеграции, опирающиеся не на рациональные начала (консенсус по поводу ценностей и целей), а на иррациональные и эмоциональные побуждения (этнонационапьные, религиозные и местнические, мифологизированные и т.
д.).
Преобладает размытость идентичностей и социальных статусов, что способствует аномии.
Коренным образом изменились принципы социальной стратификации.
Общество стало структурироваться по новым для России основаниям.
С точки зрения формирования нового социального порядка особый интерес представляет выделение в социально-классовой структуре среднего класса и андекласса.
Если роль первого заключается в поддержании социаль
[стр. 25]

25 1.2.
Социальные сферы порядка в России.
Разрушение прежней социальной системы и становление новой предполагает формирование новых правил взаимодействия индивидов в обществе.

«Необходимым условием становления новой институциональной системы, отмечают И.С.
Дискин и Е.М.
Авраамова, является складывание новых этических норм, социальных ценностей, формальных и неформальных правил, выступающих регуляторами соответствующих социальных, хозяйственных и политических отношений»30 .
Стабильность складывающейся новой социальной системы зависит от
упорядочивания взаимодействий членов общества; она означает необходимость выработки новых правил и норм социального взаимодействия для всех сфер жизнедеятельности общества.
Распад советского коллективного сознания, отличавшегося доминированием идеологических компонентов, привел к появлению нескольких различных, плохо согласующихся между собой менталитетов.
С.В.
Семенов выделяет шесть менталитетов в переходном российском обществе: советско-социалистический; западно-ориентированный капиталистический; православно-русский; другие варианты религиознонационального менталитета; стихийно-мозаичный и криминальногрупповой31 .
Каждый из указанных менталитетов имеет немалое число носителей, а отсутствие прежнего идеологического каркаса, «дисциплинирующего» ментальные операции, способствует затруднению коммуника30 Дискин И.С., Авраамова Е.М.
Адаптация населения и элит (Институциональные предпосылки) // Общественные науки и современность.
1997.
№1.
С.30.
31 См.: Семенов В.Е.
Основные менталитеты в современном российском общест

[стр.,181]

181 решениями.
“Рассмотренные типы не являются замкнутыми классами принадлежность к одному из них не исключает возможность вхождения в какойлибо другой.
Основа типов эмпирическая, значит, приведенная типология по природе своей открытая.
Вместе с тем полученные результаты показывают, что наряду с социально-демографическими переменными, являющимися индикаторами различных социальных ресурсов, существуют другие факторы, определяющие восприятие социальной среды.
Именно эти обстоятельства в конечном счете определяют тот социальный мир, в котором люди реализуют свой жизненный проект”204 .
С точки зрения формирования нового социального порядка особый интерес представляет выделение в социально-классовой структуре среднего класса и андекласса.
Если роль первого заключается в поддержании социальной
стабильности, то роль второго состоит, напротив, в отрицании основ социального порядка.
Понятие андекласса пока еще не получило распространения в отечественной социологии205 .
В западной науке к нему относят представителей маргинальных групп населения (безработные, нищие, бездомные, алкоголики, наркоманы, преступники, занятые в теневом секторе экономики).
Трансформация российского общества сопровождается увеличением объема андекласса, прежде всего нищих, лиц без определенного места жительства.
Растет число алкоголиков и наркоманов.
По экспертным оценкам, регулярно потребляют наркотики около 2 млн.
россиян, а больны наркоманией более 400 тыс.206 204 Там же.
С.21 205 См.: Балабанова Е.С.
Андекласс: понятие и место в обществе // Социологические исследования.
1999.
№12.
С.65-70.
206 См.: Преступность и культура / Под ред.
А.И.Долговой.
М., 1999.
С.143.

[Back]