Проверяемый текст
Агафонов Ю.А. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК В РОССИИ (Институциональный и нормативно-правовой аспекты) Ростов-на-Дону — 2000.
[стр. 144]

ной стабильности, то роль второго состоит, напротив, в отрицании основ социального порядка.
Анализ становления нового социального порядка в российском обществе необходимо начать с ментального порядка ввиду сознательного характера социальной деятельности.
Выяснилось, что отсутствие функциональных представлений снижает долю рациональной компоненты в массовом сознании, способствует воспроизводству социальных мифов и усиливает восприятие современного российского общества как хаотичного, беспорядочного и непредсказуемого — и можно говорить лишь о самой начальной стадии формирования нового ментального порядка.
Что касается формирования нового экономического порядка, то он воспроизводит многие черты прежнего, такие как корпоративность и зависимость успеха в экономической деятельности от близости к государственным структурам.
В
складывающемся новом экономическом порядке, по мнению большинства исследователей, отчетливо проступают черты меркантилизма или экономики властных группировок — таким образом, он ведет к доминированию неформальных взаимодействий субъектов экономики между собой и с государством, сокращению институционализированных взаимоотношений бизнеса и власти, росту коррупции и другим негативным следствиям.
До сих пор складывающийся новый экономический порядок носил черты экономики властных группировок.
Как промежуточный тип порядка, он является внутренне противоречивым феноменом.
С одной стороны, он является своеобразным порядком, так как представляет собой систему отношений между субъектами экономики,
которая обладает свойством самовоспроизводства.
С другой стороны, эффективность экономики властных группировок уступает эффективности как рыночной, так и плановой экономики.

Одновременно протекает и процесс увеличения социального неравенства.
Таким образом, новый экономический порядок провоцирует социальную нестабильность в российском обществе, угрожает его экономической и социальной безопасности.
144
[стр. 27]

27 венный опыт людей, но и отвечающие этому опыту научные или идеологические концепции, интенсивно транслируемые массовому сознанию.
Это тем более верно по отношению к нынешней России, где опыт жизни «по-новому» еще крайне беден, фрагментарен и хаотичен»34 .
Например, в обществе заметно вырос уровень индивидуальной свободы, что зафиксировали многочисленные социологические опросы, однако отсутствие новых социальных разметок и понятных правил социального перемещения зачастую не позволяет индивидам воспользоваться с пользой для себя и общества этим поистине бесценным благом.
Отсутствие функциональных представлений снижает долю рациональной компоненты в массовом
(и индивидуальном) сознании, способствует воспроизводству определенных социальных мифов и усиливает восприятие современного российского общества как хаотичного, беспорядочного и непредсказуемого.
Данный образ нынешнего общества достаточно верно отражает социальную реальность, однако позволяет добиваться успеха преимущественно тем индивидам, которые придерживаются принципов агрессивного индивидуализма.
Не случайно, по данным социологического опроса 1997 г., около трети россиян имеют индивидуалистическое понимание свободы, подразумевающее «ответственность за свои поступки только перед самим собой»35 .
На наш взгляд, можно говорить лишь о самой начальной стадии формирования нового порядка, представляющего в настоящий момент хаотическое нагромождение старых и новых социальных представлений и мифов и лишенного опор и «подсказок», необходимых в повседневной 34 Там же.
С.7.
35 См.: Дилигенский Г.Г.
Индивидуализм старый и новый.
Личность в постсоветском социуме // Политические исследования.
1999.
№ 3.
С.12.


[стр.,28]

28 жизнедеятельности людей.
Что касается формирования нового экономического порядка, то он воспроизводит многие черты прежнего, такие как корпоративность и зависимость успеха в экономической деятельности от близости к государственным структурам.
В.Л.

Тамбовцев усматривает три принципиальных изменения в экономическом порядке.
1.
Отмена для значительного числа субъектов экономики института всеобщего принудительного назначения поставщиков ресурсов и покупателей продукции.
Однако «все прочие институты, свойственные централизованно планировавшейся экономике … продолжают бытовать и сегодня»36 .
Это изменение является одним из главных позитивных моментов нового экономического порядка, предоставляющего шанс отдельным субъектам хозяйствования и экономической системе в целом существенно повысить уровень своей эффективности.
2.
«Резкое снижение уровня и сужение сферы государственной защиты правомочий собственности и принуждения к исполнению контрактов»37 .
Данное изменение снижает потенциал, предоставленный экономической свободой (первое изменение), так как сужает границы обменов и ухудшает инвестиционный климат, провоцируя отток капитала из страны.
3.
Регионализация правил хозяйствования.
Это изменение, по мнению В.Л.
Тамбовцева, также способствует 36 Тамбовцев В.Л.
Институциональные изменения в российской экономике // Общественные науки и современность.
1999.
№ 4.
С.49.
37 Там же.
С.50.


[стр.,106]

106 стических стран соглашаются с необходимостью экономической трансформации в направлении рынка, однако социологические исследования показывают, что более половины населения считает брежневский период наиболее подходящим образом жизни и экономического благосостояния132 .
Модификация отношений собственности в современной России лишь углубляет неопределенность социальной действительности, ее мозаичное содержание и моральную неоднозначность.
С точки зрения большинства граждан формирующиеся отношения собственности остаются «непрозрачными» и социально несправедливыми.
Они ставят в привилегированное положение некоторые социальные группы, причем само участие в процессах экономических преобразований зависит от множества случайностей.
Формирующийся социальный порядок нарушает принцип формального равенства прав и значение традиционных демократических институтов.
Безусловно, новый, внутренне противоречивый экономический порядок носит черты экономики властных группировок.
С одной стороны, он является своеобразным порядком, так как представляет собой систему отношений между субъектами экономики
(домохозяйствами, фирмами, государством), которая обладает свойством самовоспроизводства.
С другой стороны, эффективность экономики властных группировок уступает эффективности как рыночной, так и плановой экономики.

Иными словами, переход к новому экономическому порядку в современной России сопровождается падением основных экономических показателей, прежде всего жизненного уровня населения.
Так, реальные доходы россиян в 1999 г.
по сравнению с 1998 г., по данным официальной статистики, снизились на 132 См.: Пастухов В.Б.
Перспективы посткоммунистического консерватизма и президентские выборы // Полис.
1996.
№2.

[Back]