Проверяемый текст
Богомолова Т.Ю., Тапилина B.C. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы // Социологические исследования. 2001. № 6.
[стр. 16]

16 циента Джини несколько уменьшилась, но в 1998 г.' оставался высокой — 0.379, а в 2004 г.
составил 0,4.
Одним из условий их эффективного решения, с точки зрения экономической и социальной политики, является полное и адекватное представление о формирующейся экономической стратификации.
Количественные и качественные параметры экономической стратификации могут служить отправной точкой и ориентиром в формировании модели национальной социальной политики.
Динамика экономической стратификации дает возможность оценить, насколько масштабны и интенсивны процессы трансформации социальноэкономической структуры общества и какова социальная направленность этих процессов.
Тенденции изменения экономической стратификации
являются адекватным критерием того, насколько способствует проводимая экономическая и социальная политика достижению стратегических целей в сфере регулирования материально-имущественного неравенства12, а также в решении вопросов построения и укрепления социального порядка в стране.
Традиционно в современной научной литературе при описании системы неравенства между группами людей используется понятие “стратификация”.
Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования.
Многочисленные исследования показывают, что под влиянием таких факторов, как урбанизация, индустриализация, информатизация растет и качественно усложняется социальная дифференциация.
Понятие «стратификация» (зігаішп —слой, Гасіо —делаю) пришло в социологию из геологии, где оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали.
Однако геологическая аналогия при анализе социальной стратификации не дает исчерпывающей картины.
Известно, что породы земли не вступают между собой ни в какие взаимоотношения.
Кроме того, один 1Российский статистический ежегодник.
Официальные материалы.
М., 1999.
С.
141,155.
2 Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С.
Экономическая стратификация населения России а 90-е годы // Социологические исследования.
200І.
№ 6.
С.
32.
[стр. 1]

Социальная структура © 2001 г.
Т.Ю.
БОГОМОЛОВА, B.C.
ТАПИЛИНА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ В 90-е ГОДЫ БОГОМОЛОВА Татьяна Юрьевна кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН (ИЭиОПП СО РАН).
ТАПИЛИНА Вера Сергеевна старший научный сотрудник этого же института.
Сущность экономической стратификации населения заключается в неравном распределении доходов и материальных благ.
Замысел данной работы состоит в том, чтобы выявить контуры экономической стратификации и социальную траекторию их изменения на протяжении 90-х годов.
Такая постановка проблемы вытекает из потребности осмыслить и подвести определенные итоги последнего десятилетия в развитии российского общества.
Одним из наиболее важных последствий либерально-экономических институциональных трансформаций стало изменение положения различных групп населения в экономической иерархии.
Перераспределение государственной собственности и возникновение частного сектора, реструктуризация экономики и появление безработицы, сокращение государственных субсидий на социальные цели, либерализация регулирования размеров заработной платы обусловили масштабное увеличение материальноимущественной дифференциации населения.
Об этом свидетельствуют, например, чрезвычайно высокие показатели неравенства в распределении доходов, особенно в середине 90-х годов.
По данным Госкомстата, коэффициент неравенства Джини, величина которого составляла в 1991 г.
0,260, вырос к 1994 г.
до 0,409.
Во второй половине 90-х годов величина коэффициента Джини несколько уменьшилась, но попрежнему остается высокой 0,379 в 1998 г.
[1, с.
141, 155].
Высокий уровень экономического неравенства и его последствия относятся к числу узловых социальных проблем современного российского общества.
Одним из условий их эффективного решения с точки зрения экономической и социальной политики является полное и адекватное представление о формирующейся экономической стратификации.
Количественные и качественные параметры экономической стратификации могут служить отправной точкой и ориентиром в формировании модели национальной социальной политики.
Динамика экономической стратификации дает возможность оценить, насколько масштабны и интенсивны процессы трансформации социально-экономической структуры общества и какова социальная направленность этих процессов.
Тенденции изменения экономической стратификации
адекватный критерий Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 00-03-00299).
32

[стр.,2]

того, насколько способствует проводимая экономическая и социальная политика достижению стратегических целей в сфере регулирования материально-имущественного неравенства.
Методология исследования Исследование основывалось на анализе одного из компонентов материального благосостояния населения денежных доходов.
Более адекватным и информативным показателем для построения экономической стратификации является, конечно, денежная оценка всех материально-финансовых ресурсов индивида или домохозяйства, а не только текущих доходов.
В ряде стран имеются специальные базы данных для изучения неравенства населения по уровню богатства (США, Канада, Швеция и др.), но в нашей стране, к сожалению, нет таких источников информации.
Результаты зарубежных исследований указывают на то, что между распределениями населения по денежному доходу и по уровню богатства существует сильная взаимосвязь, и что ранг домохозяйства на шкалах распределения по уровню доходов и по уровню богатства, как правило, совпадает [2, р.
174, 194].
Эти результаты важные аргументы в пользу того, что уровень денежного дохода можно считать вполне приемлемым показателем для измерения экономической стратификации населения.
Однако богатство более устойчиво во времени и более концентрировано, чем доходы, а уровень неравенства по богатству существенно выше, чем по уровню доходов.
В отечественной науке накоплен большой опыт изучения дифференциации населения по уровню доходов, и существует обширная научная литература, которая так или иначе затрагивает проблемы экономической стратификации населения России.
Хорошо известны исследования Т.И.
Заславской, Н.М.
Римашевской, Л.С.
Ржанициной, М.А.
Можиной, Л.Н.
Овчаровой, З.Т.
Голенковой, Е.Д.
Игитханян, Л.А.
Хахулиной и других авторов.
Последние годы экономическая стратификация населения России довольно часто рассматривается в контексте проблемы среднего класса.
Этому посвящены, в частности, работы Е.
Авраамовой, О.А.
Александровой, Л.Н.
Овчаровой, В.В.
Радаева, А.
Ситникова, А.Е.
Суринова и другие.
В данной статье мы попытаемся внести свой вклад в развитие адекватного представления об экономической стратификации населения России в 90-е годы.
Информационной базой исследования послужили материалы Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ).
Исследование опирается на данные второго этапа обследования — пятой, шестой, седьмой и восьмой волн (декабрь 1994 г., октябрь 1995 г., октябрь 1996 г., ноябрь 1998 г.), в ходе которых ежегодно опрашивались около 11 тыс.
человек в 4 тыс.
домохозяйств.
РМЭЗ дает разнообразную информацию о доходах домохозяйств, данные о составе семей.
В исследовании используются данные о текущих денежных доходах, полученных домохозяйством1 из всех источников в течение последних 30 дней, предшествующих моменту опроса.
Основным наблюдаемым признаком является показатель текущего денежного дохода, приходящегося на одну потребительскую единицу в домохозяйстве.
В отличие от среднедушевого денежного дохода, обычно используемого в отечественных исследованиях материально-экономического положения населения, этот удельный показатель принимает во внимание различия в рентабельности домохозяйств различного количественного состава в соответствии с концепцией потребительской единицы.
Применяемые для расчета потребительской единицы шкалы эквивалентности позволяют приводить доходы семей разного состава к сопоставимому виду.
Нами была использована эквивалентная шкала экономии на размере домохозяйства, разработанная коллективом российских и американских исследователей (Б.
Попкин, А.
Батурин, М.Можина, Т.
Мроз).
Шкала создана специально для РМЭЗ.
Она рассчитана на основе информации за 1994-1995 гг.
о фактических расходах на продукты питания населения России с наиболее низкими доходами.
33

[Back]