Проверяемый текст
Агафонов Ю.А. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК В РОССИИ (Институциональный и нормативно-правовой аспекты) Ростов-на-Дону — 2000.
[стр. 38]

38 жизни в условиях конкуренции и конфликта1.
Термин «социальный' порядок» у Т.
Парсонса утверждает всего лишь неслучайность социального взаимодействия
людей12.
М.
Вебер определял социальный порядок как способ распределения символических
почестей3.
Ч.
Миллс считал наиболее плодотворной постановку проблемы социального порядка как проблемы социальной
интеграции4.
Ж.
Падьоло определяет социальный порядок как организованную
тем или иным образом систему отношений между индивидами и группами5.
П.
Роузнау и Г.
Бредемайер видят социальный порядок в существовании норм и правил, делающих для людей невыгодным на уровнях подсистемы действовать в направлении ослабления интеграции и адаптации системы6.
В ряде социологических направлений наблюдается рост интереса к
этическим аспектам социального порядка.
Здесь можно отметить большое значение
«Теории справедливости» Дж.
Роулса (1971), где он попытался разработать минимально необходимые общие принципы справедливости, которые могли бы лечь в основу «хорошо организованного общества», построенного на демократических началах7.
Дж.
Роулс считал справедливость первой добродетелью общественных институтов подобно истине в системе мышления8.
Тем не менее данная проблема в современной социологической литературе рассматривается в основном в пособиях по социологии.
Так, М.
Комаров, по сути, отождествляет социальный порядок с социальной интеграцией.
«Обеспечение и поддержание социального порядка или, иными словами, социальной интеграции общества является одной из сторон функционирования 1 См.: Банковская С.П.
Ведущие теоретики чикагской школы.
Идеи и подходы // История теоретической социологии.
Том 3.
М ., 1998.
С.
132.
2 См.: Ковалев А.Д.
Формирование теории действия Толкотта П
арсонса//Т ам же.
С.
160.
3 Вебер М.
Основные понятия стратификации // Социологические исследования.
1994.
5.
С.
152.

4 Миллс Ч.
Высокая теория // Американская социологическая мысль: Тексты.
М ., 1994.
С.
162-163.

5 См.: Трушенко О.Е.
Реферат книги Ж.
Падьоло “Социальный порядок: принципы социологического анализа // Современные социологические теории общества.
М
., 1996.
С.
109.

6 См.: Цурина И.В.
Проблемы социального порядка: на стыке модерна и постмодерна (Сводный реферат) // Там же.
С.
149.
7 См.: Алексеева Т.А.
Джон Роулс и его теория справедливости // Вопросы философии.
1994.
№ 10.
С.
27.

1 Роулс Дж.
Теория справедливости И Там же.
С.
38.
[стр. 20]

20 содействия в реализации целей, зафиксированных “я”17 .
Основная стратегия, которая пускается в действие, чтобы структурировать отношения власти, заключается в том, что социальные деятели манипулируют феноменами солидарности и кооперации или стараются установить и воспроизвести асимметричные отношения.
Падьоло выдвигает новое понятие консенсуса, далекое от традиционных представлений о нем как о субстанции.
Он не сводит консенсус к согласию индивидов.
Если в ситуации консенсуса включаются в действие феномены взаимного восприятия, то существование согласия не гарантирует присутствия консенсуса.
Консенсус присутствует тогда, когда взаимные восприятия социальных деятелей согласуется по отношению к проекту будь эти восприятия спонтанными или выработанными в результате серии проб и ошибок.
Данный взгляд позволяет проводить типологизацию консенсусов.
Ж.
Падьоло описывает одну из таких типологий, где принцип большинства принят за показатель доли группы, находящейся в состоянии консенсуса.
Согласно этой типологии существуют монолитный консенсус; плюралистическое поведение; раздор: ложный консенсус.
Конфликты рождаются из взаимной зависимости индивидов и групп.
Кроме факторов взаимной зависимости в сфере деятельности конфликтам благоприятствует антагонизм целей и споры, которые влечет за собой приобретение или использование ресурсов.
“Конфликты проявляются в тех зонах деятельности, где маячит возможность блокирующих маневров”18 .
17 Там же.
С.121-122.
18 Трущенко О.Е.
Реферат книги Ж.Падьоло “Социальный порядок: принципы социологического анализа” // Современные социологические теории общества.
М.,


[стр.,22]

22 зано это, видимо, прежде всего с тем, что ряду социологов его заменяли такие термины, как “социальная стабильность”, “социальное равновесие”, социальная интеграция”.
Те же социологи, которые использовали этот термин, определяли его по-разному.
Р.
Парк, например, понимал социальный порядок как модель, необходимую для продолжения коллективной жизни в условиях конкуренции и конфликта20 .
Термин “социальный порядок” у Т.
Парсонса утверждает всего лишь неслучайность социального взаимодействия
людей21 .
М.
Вебер определял социальный порядок как способ распределения символических
почестей22 .
Ч.
Миллс считал наиболее плодотворной постановку проблемы социального порядка как проблемы социальной
интеграции23 .
Ж.
Падьоло определяет социальный порядок как организованную
систему отношений между индивидами и группами24 .
В ряде социологических направлений наблюдается рост интереса к
20 См.: Баньковская С.П.
Ведущие теоретики чикагской школы.
Идеи и подходы // История теоретической социологии.
Том 3.
М., 1998.
С.132.
21 См.: Ковалев А.Д.
Формирование теории действия Толкотта Парсонса //
Там же.
С.160.
22 Вебер М.
Основные понятия стратификации // Социологические исследования.
1994.
№5.
С.152.

23 Миллс Ч.
Высокая теория // Американская социологическая мысль: Тексты.
М., 1994.
С.162-163.

24 См.: Трущенко О.Е.
Реферат книги Ж.Падьоло “Социальный порядок: принципы социологического анализа // Современные социологические теории общества.
М., 1996.
С.109.


[стр.,23]

23 этическим аспектам социального порядка.
Здесь можно отметить большое значение
“Теории справедливости” (1971) Дж.Роулса, в которой он попытался разработать минимально необходимые общие принципы справедливости, которые могли бы лечь в основу “хорошо организованного общества”, построенного на демократических началах25 .
В отечественной социологии проблема социального порядка находится на периферии научных интересов.
Об этом свидетельствует отсутствие специальных монографий и даже статей.
Ни в одном словаре не удалось найти определения “социальный порядок”.
Анализ социологических тестов за 10 лет (1983-1992) показал отсутствие “социального порядка” среди общесоциологических категорий26 .
Проблема социального порядка в новой социологической литературе в основном рассматривается в учебных пособиях по социологии.
М.
Комаров, например, отождествляет социальный порядок с социальной интеграцией.
“Обеспечение и поддержание социального порядка или, иными словами, социальной интеграции общества является одной из сторон функционирования культуры, которая посредством общеразделяемых ценностей и символов объединяет людей в социальное целое”27 .
Он же считает первой функцией государства обеспечение социального порядка, стабильности и устойчивости общества.
С.
Фролов видит в социальном порядке систему, включающую в се25 См.: Алексеева Т.А.
Джон Роулс и его теория справедливости // Вопросы философии.
1994.
№10.
С.27.

26 См.: Тульчинский М.
Наукометрический анализ “развития социологии” в начале 90-х годов (по библиографической базе ИНИОН) // Социологические исследования.
1994.
№6.

С.101 (табл.7).
27 Комаров М.С.
Введение в социологию М., 1994.
С.242.

[Back]