Проверяемый текст
Агафонов Ю.А. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК В РОССИИ (Институциональный и нормативно-правовой аспекты) Ростов-на-Дону — 2000.
[стр. 39]

культуры, которая посредством общеразделяемых ценностей и символов объединяет людей в социальное целое»1.
Он же считает первой функцией государства обеспечение социального порядка, стабильности и устойчивости общества.
С.
Фролов видит в социальном порядке систему, включающую в
себя индивидов, взаимосвязи между ними, привычки, обычаи, действующие незаметно, способствующие выполнению работы, необходимой для успешного функционирования этой системы12.
Наиболее подробно и всесторонне, на наш взгляд, проблема социального порядка была рассмотрена Т.
Парсонсом.
В «классической» теории автора «социальный порядок» есть неслучайность социального взаимодействия акторов, противостоящая хаосу3.
Он предстает как прочно установленный, объемлющий все общество без изъятия и стабильно воспроизводимый во времени.
Однако в современном мире складывается новая форма общественного устройства, характеризующаяся тем, что прежде единый социальный порядок распадается на локальные порядки4.
Когда «глобальный мировой порядок» оказывается недейственным, а легальный политический порядок общества недостаточным, в качестве замены или дополнения к ним конституируются региональные и особенные порядки.
Эти локальные социальные порядки ограничены, изменяются во времени, их границы подвижны.
Сами основания локальных порядков оказываются подвержены радикальным преобразованиям.
Вместе с тем плюрализация социального порядка не означает наступление хаоса.
Просто это практическое решение «гоббсовой проблемы порядка», не связанное ни с принципом «реальности», как у самого Т.
Гоббса, ни с «естественным совпадением интересов», как у Дж.
Локка, ни с «нормативизмом» Т.
Парсонса.
Плюрализация социального порядка обусловлена фрагментацией социальной действительности, когда одна область 39 1Комаров М.С.
Введение в социологию М., 1994.
С.
242.

2Фролов С.С.
Основы социологии.
М., 1997.
С.332.
5Раг$оп$ Т.
ТЬе зігисшге оГ$осіаІ асііоп.
№ѵѵ Ѵогк— Ьопгіоп: СоШег МасшіІІап РиЫ., 1968.
4 Фуко М.
Воля к знанию // Фуко М.
Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности / Пер.
с фр.
С.
Табачниковой.
М.: Касталь, 1996.
[стр. 23]

23 этическим аспектам социального порядка.
Здесь можно отметить большое значение “Теории справедливости” (1971) Дж.Роулса, в которой он попытался разработать минимально необходимые общие принципы справедливости, которые могли бы лечь в основу “хорошо организованного общества”, построенного на демократических началах25 .
В отечественной социологии проблема социального порядка находится на периферии научных интересов.
Об этом свидетельствует отсутствие специальных монографий и даже статей.
Ни в одном словаре не удалось найти определения “социальный порядок”.
Анализ социологических тестов за 10 лет (1983-1992) показал отсутствие “социального порядка” среди общесоциологических категорий26 .
Проблема социального порядка в новой социологической литературе в основном рассматривается в учебных пособиях по социологии.
М.
Комаров, например, отождествляет социальный порядок с социальной интеграцией.
“Обеспечение и поддержание социального порядка или, иными словами, социальной интеграции общества является одной из сторон функционирования культуры, которая посредством общеразделяемых ценностей и символов объединяет людей в социальное целое”27 .
Он же считает первой функцией государства обеспечение социального порядка, стабильности и устойчивости общества.
С.
Фролов видит в социальном порядке систему, включающую в
се25 См.: Алексеева Т.А.
Джон Роулс и его теория справедливости // Вопросы философии.
1994.
№10.
С.27.
26 См.: Тульчинский М.
Наукометрический анализ “развития социологии” в начале 90-х годов (по библиографической базе ИНИОН) // Социологические исследования.
1994.
№6.
С.101 (табл.7).
27 Комаров М.С.
Введение в социологию М., 1994.
С.242.


[стр.,24]

24 бя индивидов, взаимосвязи между ними, привычки, обычаи, действующие незаметно, способствующие выполнению работы, необходимой для успешного функционирования этой системы28 .
Ю.
Волков и И.
Мостовая определяют социальный порядок как взаимопорождающее взаимодействие между личностью и социальной структурой.
Конкретизация этого взгляда выглядит так: “Социальные порядки разметка социального пространства, барьеры и каналы социальных перемещений, правила соблюдения и нарушения социальной диспозиции устанавливаются и поддерживаются самими людьми”29 .
Имеющийся на сегодня теоретический инструментарий позволяет, на наш взгляд, основательно приступить к анализу процесса становления нового социального порядка в России.
Понимание социального порядка будет означать нахождение общих принципов, законов, моделей взаимоотношения индивидов с социальной структурой.
28 Фролов С.С.
Основы социологии.
М., 1997.
С.332.
29 Волков Ю.Г., Мостовая И.В.
Социология.
М., 1998.
С.80, 220.

[Back]