современного российского общества характеризуют полухаотическое, не организованное социальное пространство установившегося порядка «динамичного равновесия», чреватого неустойчивостью к малым негативным воздействиям и опасностью социальной дезадаптации всего общества к происходящим переменам. 6. Характеристики актуального состояния и динамики развития нормативно-ценностной сферы современного российского общества доказывают, что ментальный порядок является первостепенным по значимости селекционным механизмом институционализации новых общественных отношений, легитимность которых подтверждает их устойчивость, упорядоченность, поддержку традиционных и архаических ценностей при сохранении возможности многоаспектной социальной модернизации1. Пять лет, прошедшие после публикации этих строк, не снизили их актуальности, это свидетельствует, в первую очередь, о том, что их автору, на наш взгляд, удалось дать объективную характеристику процессов, протекающих в российском обществе, а также определить позитивные тенденции и трудности, сопровождающие его движение к социальному порядку и, в частности, социальное и пространственное разделение его членов, а вместе с ними ценностный раскол в обществе. Современное состояние российского общества коррелируется с представлениями об условиях становления социального порядка в контексте «теории миров» Л. Болтянски и Л. Тевено, в соответствии с которой существует семь базовых институтов (или миров): рыночного, индустриального, традиционного, гражданского, общественного мнения, вдохновения и экологического, различающихся процедурами координации, совокупностью объектов и требованиями к поведению индивидов. Согласно этой теории, социальный порядок поддерживается благодаря сохранению (установлению) рав46 1Агафонов Ю.А. Противоречия экономического порядка как угроза создания гражданского общества в России // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Современное российское общество: проблемы безопасности, преступности, терроризма» Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2005. С. 15-17. |
74 тели этих двух социальных миров ходят в разные магазины, а их дети посещают разные школы (лицеи), то есть социальное разделение проявляется и в разделении территориальном. Такое социальное и пространственное разделение способствует углублению ценностного раскола общества. В теории «миров» выделяется семь базовых институтов, различающихся процедурами координации, совокупностью объектов и требованиями к поведению индивидов. 1. «Мир» рыночный, требующий от поведения людей таких качеств, как рациональность, «симпатия», ответственность. 2. «Мир» индустриальный, ожидающий от индивидов поведения, характеризующегося функциональностью и согласованностью. 3. «Мир» традиционный, основанный на персонификации связей и традициях. 4. «Мир» гражданский, базирующийся на принципе приоритета общих интересов. 5. «Мир» общественного мнения, координация в котором основана на наиболее известных и популярных событиях. 6. «Мир» вдохновения и творческой деятельности. 7. «Мир» экологический, в котором действует императив сохранения наличного природного равновесия. Согласно этой теории (Л. Болтянски, Л. Тевено), социальный порядок поддерживается благодаря сохранению (установлению) равновесных отношений между «мирами» и купированию попыток экспансии любого из базовых институтов. Кроме этого, необходимо нормальное функционирование каждого базового института, взятого самого по себе. Переходное общество нуждается в достижении равновесия «миров» путем компромисса, осуществляемого как на микро-, так и на макроуров |