Проверяемый текст
Агафонов Ю.А. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК В РОССИИ (Институциональный и нормативно-правовой аспекты) Ростов-на-Дону — 2000.
[стр. 59]

59 для современной России наиболее характерными особенностями являются создание упорядоченной, институционально оформленной социальной структуры, легитимизированной в ценностном сознании его членов; разбалансированность и дскомпозициошюсть социальной структуры; амбивалентность и стратегическая слепота институционального проектирования; декомпозиция формирующихся экономических и политических структур и институтов; полухаотическое и неорганизованное социальное пространство установившегося порядка «динамического равновесия», чреватого неустойчивостью; происходящие в современной России перемены впервые сопровождаются осознанием правящей элитой возможности развития общества с процессами его внутренней самоорганизации, приоритета экономических соображений над экспансионистскими; социальный порядок в России прошел несколько этапов трансформации: на первом его осуществляла коммунистическая элита, на втором — молодая «волна» неолибералов в центре и «старая гвардия» на местах, на третьем «новая команда» ослабевшей позиции прежней властной элиты и практически вытиснившейся из политики старшее поколение.
Эти обстоятельства и объясняют столь пеструю картину политической, экономической жизни российского общества в последнее двадцатилетие.
Подводя итоги параграфа, можно сделать следующий вывод.
Формирование нового экономического порядка на начальном этапе экономических реформ происходило на фоке сознательного ослабления государства со стороны реформаторов.
Однако способствовать формированию и развитию институтов в переходном обществе может только сильное и демократическое государство, то есть обладающее соответствующими механизмами контроля и не находящееся под влиянием корпоративно-бюрократических группировок, — тенденция, которая закрепилась с приходом к руководству нового президента и правительства, что объективно способствуют позитивной институционализации порядка.
[стр. 130]

130 ного социального партнера, гаранта социальной защиты общества.
Это противоречие выражается в перманентном ослаблении силы закона, конфликтах между ветвями власти, прогрессирующей социальной безответственностью власть имущих, тотальной коррупции...”162 Ю.Ольсевич указывает еще на одну догму, лежащую в теоретическом обосновании концепции рыночных реформ, “формирование совокупности жизнеспособных институтов на основе “естественного отбора” по критерию экономической эффективности”163 .
Этот тезис является краеугольным камнем “нового институционализма”.
В противоположность этому направлению другое его направление “регуляционализм” предпочитает учет системной связи общественных институтов.
Тогда становится ясно, что рыночные институты и ,прежде всего конкуренция, не могут возникнуть естественным путем.
“Этому препятствует неравенство доступа к ресурсам, информации, власти все то, что ведет к монополизации и спекуляции”164 .
Способствовать формированию и развитию институтов в переходном обществе может только сильное и,
как отмечалось выше, демократическое государство, то есть обладающие соответствующими механизмами контроля и не находящееся под влиянием корпоративнобюрократических группировок.
После августовского финансового кризиса 1998 г.
начинается период попыток возвращения государства в экономику.
Курс на усиление государственного влияния на экономические процессы декларируется одновременно с приверженностью рыночным реформам.
Сочетание авторитар162 Цит.
по: Белоусов А.Р.
Системный кризис как вызов российскому обществу // Поблемы прогнозирования.
1998.
№2.
С.48-49.
163 Ольсевич Ю.
Указ.
соч.
С.34.
164 Там же.
С.35.

[Back]