Проверяемый текст
Богомолова Т.Ю., Тапилина B.C. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы // Социологические исследования. 2001. № 6.
[стр. 99]

99 Верхний средний слой.
Наличие диплома о высшем образовании один из наиболее значимых факторов принадлежности к этому слою.
Прочное место в верхнем слое занимают работники с высшим образованием в области точных и прикладных наук, специалисты в сфере права, экономики и культуры, преподаватели высшей и средней школы.
Однако наиболее высоки шансы занять место в верхнем среднем слое у крупных чиновников и законодателей, генеральных директоров и управляющих, представляющих как государственный, так и частный сектор экономики.
Можно также отметить, что работа в сфере финансов и кредитования, юстиции и
охраны общественного порядка — также существенный фактор принадлежности к верхнему среднему слою.
Высший слой.
Малочисленность и нестабильность состава слоя
нс позволяет уловить его социальный профиль на статистически значимом уровне.
Вероятно, текучесть состава самых богатых людей в известной мере является отражением случайности, эпизодичности полученных доходов, по крайней мере у определенной их части.
Во всяком случае, получатели самых высоких доходов рассеяны по всему спектру служебных положений, сфер занятости, профессиональных групп.
Но тот факт, что
потребительское поведение представителей этого слоя устойчиво отличается от потребительского поведения представителей других слоев, позволяет говорить о том, что "калифы на час”, просто случайные люди в этом слое действительно составляют лишь определенную долю1.
Очевидные изменения размеров доходов не всегда
приводят к смене места в экономической иерархии.
Так, в 1994 1996 гг.
54% населения осталось в границах прежних экономических слоев, а в 1996 1998 доля иммобильных выросла до 64%.
Таким образом, крупные экономические слои обладали, во-первых, достаточно высоким, а во-вторых, нарастающим потенциалом воспроизводства своего состава.
Общей чертой воспроизводства
эко1Богомолова Т.Ю., Тапилина В .С Экономическая стратификация населения России в 90*е годы // Социологические исследования.
2001.
Ха 6.
С.
42.
[стр. 10]

сближает потенциальные возможности сельских и городских домохозяйств в потреблении на уровне прожиточного минимума [8, с.
27].
Тем не менее, в целом экономические возможности городского и сельского населения в достижении одного и того же положения в экономической иерархии весьма различаются.
Масштабы натуральных форм хозяйствования и натурального потребления связаны не только и, возможно, не столько с привычным образом жизни, сколько с вынужденной необходимостью компенсировать крайне низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве.
Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве во второй половине 90-х годов была устойчиво ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения (среди других отраслей занятости такое было характерно только еще и для легкой промышленности) .
Попытаемся теперь вкратце обрисовать общими штрихами некоторые особенности социального состава экономических слоев.
Следует отметить проницаемость "социальных" границ между экономическими слоями.
Жители города и села, высокообразованные и с минимальным уровнем образования, специалисты высшей квалификации и неквалифицированные рабочие, представители самых разных профессиональных групп входят в состав всех экономических слоев.
Поэтому речь может идти лишь об определенных смещениях численности этих социальных групп в составе того или иного слоя, а также об устойчивости их пребывания в каком-либо слое в период наблюдения.
Рассматривамые ниже социальные профили страт сформированы на основе результатов факторного анализа, а также соотнесения рисков (шансов) для разных социально-профессиональных групп входить в состав того или иного слоя.
Низший слой.
Его устойчивую часть образуют жители села.
В нем широко представлена наименее образованная часть населения (с начальным и неполным средним образованием).
Неизменное профессиональное ядро слоя разнорабочие в торговле и обслуживании.
В связи со снижением жизненного уровня к концу периода наблюдения слой пополнился новыми социальными группами.
В 1998 г.
в низший слой попали 70,9% работников сферы здравоохранения со средним специальным образованием или без специального образования; 56,5% преподавателей высшей и средней школы; 52,2% работников науки и научного обслуживания.
Нижний средний слой.
Его типичными представителями на протяжении всего периода наблюдения были работники сферы здравоохранения (специалисты высшей квалификации с базовым образованием в области медицины).
Помимо этого, в нем устойчиво сохраняют место работники торговли и общественного питания, а также рабочие точного ручного труда (по стеклу, металлу, камню, коже и пр.).
К 1998 г.
сюда переместилась из верхнего среднего довольно многочисленная категория служащих агенты по торговле, финансам, купле-продаже, снабжению, администраторы, мелкие государственные чиновники и др.
Верхний средний слой.
Наличие диплома о высшем образовании один из наиболее значимых факторов принадлежности к этому слою.
Прочное место в верхнем слое занимают работники с высшим образованием в области точных и прикладных наук, специалисты в сфере права, экономики и культуры, преподаватели высшей и средней школы.
Однако наиболее высоки шансы занять место в верхнем среднем слое у крупных чиновников и законодателей, генеральных директоров и управляющих, представляющих как государственный, так и частный сектор экономики.
Можно также отметить, что работа в сфере финансов и кредитования, юстиции и
охране общественного порядка — также существенный фактор принадлежности к верхнему среднему слою.
Высший слой.
Малочисленность и нестабильность состава слоя
не позволяет уловить его социальный профиль на статистически значимом уровне.
Вероятно, текучесть состава самых богатых людей в известной мере является отражением случайности, эпизодичности полученных доходов, по крайней мере, у определенной их части.
Во всяком случае, получатели самых высоких доходов рассеяны по всему спектру служебных положений, сфер занятости, профессиональных групп.
Но тот факт, что
41

[стр.,11]

потребительское поведение представителей этого слоя устойчиво отличается от потребительского поведения представителей других слоев, позволяет говорить о том, что "калифы на час", просто случайные люди в этом слое действительно составляют лишь определенную долю.
Мобильность населения по доходам Мобильность населения по уровню доходов это процесс перемещения их получателей (индивидов, домохозяйств) на шкале распределения по доходам.
Характерной особенностью исследований мобильности по доходам является наблюдение за одними и теми же объектами (индивидами, домохозяйствами), позволяющее отслеживать изменения их положения в экономическом пространстве в различные моменты времени.
В отличие от всех других способов изучения динамики доходов, мобильность дает возможность определить, остались наблюдаемые объекты в исходном классе (страте или слое) или переместились в другой; сколько было тех, кто перешел в другой класс, и сколько тех, кто остался в исходном доходном классе; каково было направление перемещения (вниз вверх); какой была пройденная при этом дистанция (на сколько шагов или ступеней передвинулся вверх или вниз).
При этом мобильность позволяет выявить "цену" переходов масштабы увеличения или сокращения дохода при перемещениях в другие доходные группы.
В самом общем виде результаты измерения мобильности показывают, что к 1996 году большая часть населения (71%) имела доходы меньшего размера, чем в 1994.
При этом среди 35% осуществивших нисходящую мобильность по доходам, их величина сократилась, по меньшей мере, наполовину.
Наибольшие потери от сокращения величины дохода в 1994—1996 гг.
понесли учителя и медицинские работники со средним специальным образованием, квалифицированные рабочие в промышленности (операторы и сборщики), работники сельского хозяйства.
У 44-58% представителей этих социально-профессиональных групп доходы в 1996 г.
составляли лишь половину уровня доходов 1994 г.
В число осуществивших восходящую мобильность по доходам в 1994-1996 гг.
вошли работники торговли, рабочие добывающих отраслей промышленности и строительства и некоторые другие группы рабочих профессий, а также генеральные директора предприятий и специалисты высшей и средней квалификации в области точных и технических наук.
В этих социально-профессиональных группах величина дохода выросла в среднем на 30-50 процентных пунктов.
После 1996 г.
соотношение между нисходящей и восходящей мобильностью по доходам изменилось.
Масштабы нисходящей мобильности уменьшились, и к 1998 г.
в наблюдаемой совокупности насчитывалось примерно 50% тех, чьи доходы были меньше, чем в 1996 г.
Одновременно увеличилась доля населения, чьи доходы выросли довольно существенно более чем в два раза.
Примечательно, однако, что различия в масштабах изменения доходов (как увеличения, так и уменьшения) у разных социальных групп в целом были несущественными.
Поэтому мобильность по доходам в 1996-1998 гг.
не привела к какому-либо заметному изменению общих контуров экономической стратификации, сложившейся к 1996 г., хотя продолжалось, но уже с меньшей скоростью, размывание более обеспеченных слоев населения (см.
таблицу 1).
Очевидные изменения размеров доходов не всегда
приводили к смене места в экономической иерархии.
Так, в 1994-1996 гг.
54% населения осталось в границах прежних экономических слоев, а в 1996-1998 доля иммобильных выросла до 64%.
Таким образом, крупные экономические слои обладали, во-первых, достаточно высоким, а вовторых, нарастающим потенциалом воспроизводства своего состава.
Общей чертой воспроизводства
экономических слоев на протяжении всего периода наблюдения (1994-1998 гг.) является уменьшение численности их постоянного состава по мере перехода от низшего к высшему слою.
Действительно, если низший слой сохранял в этот период времени примерно 80% своего состава, то нижний средний только 40%, верхний средний всего 20%, а высший слой к 1998 году полностью 42

[Back]