Проверяемый текст
[стр. 151]

В то время И.
Каримов провозгласил идею «возрождения нации» и «узбекизации».
Каждое государство, каждая нация сильны не столько своими природными богатствами, военной мощью и производственным потенциалом, сколько высокой культурой и духовностью, заявил
президент247.
Для создания национальной технической и гуманитарной интеллигенции, психологически никак не связанной с наследием «колониального прошлого», в Узбекистане стартовала реформа образовательной системы, которая, по мнению официального Ташкента, должна в результате стать лучшей во всей
I Центральной Азии.
Понимая историческую ограниченность возможностей развития Узбекистана в его нынешнем положении, руководство республики стремится к
её превращению в региональную сверхдержаву, «бастион порядка» в Центральной Азии.
Это проявляется и на уровне идеологическипропагандистских приоритетов.
Для идеологии современного Узбекистана определяющей стала «узбекизация» всех сторон жизни общества.
Именно она должна была стать национальной идеей, которая объединит враждующие кланы, поскольку укажет им на якобы главного виновника несчастий, постигших узбекский народ.
Появилась мысль заново переписать историю, вычеркнув из
неё страницы, не совпадающие с идеей «узбекизации».
Особенностью нынешней «исторической науки суверенного Узбекистана» является «приватизация» исторических личностей: все известные личности, жившие на территории современного Узбекистана, в обязательном порядке именуются «великими предками».
Их надлежит всячески хвалить и превозносить.
Славословия в их адрес доходят до абсурда.
Упоминать о неприглядных делах великих предков категорически запрещается.
Скажем, Тимур, согласно изысканиям нынешних историков РУ, отличался добротой и гуманностью.
В опалу у узбекских историков попали целые эпохи.
Например,
ш Панфилова В.
Как создается «титульная интеллигенция».
В Ташкенте раньше, чем в Москве, поняли, что нужно для настоящей независимости / Независимая газета // http://www.ng.ru/courier/2003-0303/12_intelligent.html
(3 марта 2003.).
151
[стр. 131]

130 Ввиду отсутствия четкого определения бедности в Узбекистане, правительство использует понятие «малообеспеченныесемьи»дляопределениятех,ктонуждается в помощи для удовлетворения насущных потребностей215 .
Доля таковых семей в стране сегодня условно зафиксирована на уровне чуть менее трети от всего массива семей.
Если же судить о социально-экономическом положении страны опираясь на официальных статистических показателей, то оно является одним из самых устойчивых среди других стран СНГ.
Оценка ситуации в экономике и социальной сфере Узбекистана затрудняется тем, что официальные статистические данные о ней перестали публиковаться в открытой печати еще в 1992 году.
Сам глава государства, выступая еще 29 августа 2002 годанасессиипарламента,заявил:«Сегодняунасестьвсе основания заявить, что выбранная нами модель и основные принципы развития, которых мы придерживались не только в экономике, но и в политическом обновлении нашего общества, себя полностью оправдали»216 .
При этом социализация огромных масс молодежи в Узбекистане идет крайне неудовлетворительными темпами.
Образовательная система страны деградирует.
После распада СССР в ряде бывших союзных республиках, в том числе в Узбекистане, начались волнения на национальной почве и русскоязычное население, составлявшее основу высококвалифицированных специалистов ипреподавательскихкадровначаловтягиватьсявэмиграционные процессы.
В 1987–1997 гг.
наблюдался наибольшийоттокрусскоязычныхэтническихменьшинств,всего уехало около 900 тыс.
человек217 .
По данным «Немецкой волны»,всегозагодынезависимостиУзбекистаннавсегда покинули свыше двух миллионов русских и около миллиона русскоязычных граждан218 .
В то время И.
Каримов провозгласил идею «возрождения нации» и «узбекизации».
Каждое государство, каждая нация сильны не столько своими природными богатствами, военной мощью и производственным потенциалом, сколько высокой культурой и духовностью, заявил
президент219 .


[стр.,132]

131 Для создания национальной технической и гуманитарной интеллигенции, психологически никак не связанной с наследием «колониального прошлого» в Узбекистане стартовала реформа образовательной системы, которая, по мнению официального Ташкента, должна в результате стать лучшей во всей Центральной Азии.
Понимая историческую ограниченность возможностей развития Узбекистана в его нынешнем положении, руководство республики стремится к
ее превращению в региональную сверхдержаву, «бастион порядка» в Центральной Азии.
Это проявляется и на уровне идеологически-пропагандистских приоритетов.
Для идеологии современного Узбекистана определяющей стала «узбекизация» всех сторон жизни общества.
Именно она должна была стать национальной идеей, которая объединит враждующие кланы, поскольку укажет им на якобы главного виновника несчастий, постигших узбекский народ.
Появилась мысль заново переписать историю, вычеркнув из
нее страницы, не совпадающие с идеей узбекизации.
Особенностью нынешней «исторической науки суверенного Узбекистана» является «приватизация» исторических личностей: все известные личности, жившие на территории современного Узбекистана, в обязательном порядке именуются «великими предками».
Их надлежит всячески хвалить и превозносить.
Славословия в их адрес доходят до абсурда.
Упоминать о неприглядных делах великих предков категорически запрещается.
Скажем, Тимур, согласно изысканиям нынешних историков РУ, отличался добротой и гуманностью.
В опалу у узбекских историков попали целые эпохи.
Например,
так называемый «колониальный» период истории.
Отзываться о нем с одобрением не разрешается.
Впрочем, этот запрет выдерживается не строго, и на газетные страницы прорываются сообщения о том, что именно тогда были построены железные дороги, больницы, общественные здания, пущен трамвай, открыты школы и так далее.
Запрещается акцентировать внимание на том, что современныйУзбекистанбылсозданименнобольшевика

[стр.,395]

394 213 Финансирование социального обеспечения/ Bank info uz.
// URL: http://www.bankinfo.uz/index.php?option=com_content &view=article&id=105:finansirovaniyarasxodovsocobespecheniya &catid=20&Itemid=40 (28 дек.
2001 г.).
214 Конституция Республики Узбекистан (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Узбекистан от 24 апреля 2003 г.), www.pressservice.uz/konstitutsiya.
215 Об этом см.
Узбекистан: Общая Оценка Страны.
ООН 2001, с 15.
216 Основные направления дальнейшего углубления демократических преобразований и формирования гражданского общества в Узбекистане.
Доклад Президента Ислама Каримова на IХ сессии Олий Мажлиса.
«Народное слово», 30.08.2002.
217 Меламед А.
Примеряя халат Тимура/ Центр-Азия Ру.
// http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1050267180 14.04.2003.
218 Бушуев М.
Узбекистан: Вперед – в прошлое/ Немецкая волна // http: www.centrasia.ru/newsA.php?st=1309810620, 04.07.2011.
219 Панфилова В.
Как создается «титульная интеллигенция».
В Ташкенте раньше, чем в Москве, поняли, что нужно для настоящей независимости/ Независимая газета // http://www.
ng.ru/courier/20030303/12_intelligent.html,
03.03.2003.
220 Панфилова В.
Ислам Каримов: «При империи нас считали людьми второго сорта»/ Независимая газета // http://www.
ng.ru/ideas/20050114/1_karimov.html, 14.01.2005.
221 State Committee on Statistics of Uzbekistan \ http://www.
stat.uz/demographic, 14.04.2011.
222 Бушуев М.
Узбекистан: Вперед – в прошлое/ Немецкая волна //http: www.centrasia.ru/newsA.php?st=1309810620, 04.07.2011.
223 Панфилова В.
Как создается «титульная интеллигенция».
В Ташкенте раньше, чем в Москве, поняли, что нужно для настоящей независимости/ Независимая газета //http://www.
ng.ru/courier/20030303/12_intelligent.html, 03.03.2003.
224 Там же.
225 Там же.
226 Сидоров С.
В поисках великой мечты.
Что изменилось в Узбекистане за последние 20 лет/ Аргументы и Факты // http:// www.aif.ru/politic/article/42497, 20.04.2011.

[Back]