науке и культуре характеризуется наиболее свободным (конечно, в сравнении с соседями) духом. Независимые СМИ являются заметным фактором общественно-политической жизни, хотя газеты выходят лишь раз в неделю. Выражение лояльности к власти традиционно не является обязательным условием деятельности журналистов в Таджикистане, поэтому им позволено высказывать свою точку зрения, которая подчас выглядит откровенно оппозиционной. До сих пор речь шла о государствах, имеющих историко-культурную традицию оседлого образа жизни с наличием традиций, что обусловливаю значительную специфику их общественно-политического развития в условиях независимости. Другой группой новых независимых азиатских стран являются республики, образованные номадическим титульным этносом, не имевшим полноценной государственности вплоть до присоединения к России (Казахстан, Киргизия). Особенности существования этих государств, обретших суверенитет, проявляется в том числе во внешнеполитической позиции, отношениях с Россией, языковой практике и т.д. Наиболее благоприятно, хотя и не без проблем, ситуация с русским языком складывается в Казахстане. Новые социально-политические реалии Казахстана как суверенного государства потребовали языковой политики, отвечающей потребностям полиэтнического населения страны и учитывающей особенности языковой, демографической и политической ситуации. По сообщениям Агентства РК по статистике, численность населения в стране, по итогам переписи населения 2009 года, составила 16 004,8 тыс. человек. По сравнению с предыдущей переписью, численность населения увеличилась на 1022,9 тыс. человек: численность казахов увеличилась на 26,1 % и составила 10 098,6 тыс. человек. Л вот численность русских снизилась на 15,3 % до 3797 тыс. человек. По данным на 1 января 2010 года, с учётом переписи населения 2009 года численность населения составила 16 млн. 196 186 |
166 иранцев, таджиков и других индоиранских групп247 . При этом Масов исходит из антропологической разницы между арийцами и тюрками, указывая на «более низкую» культуру тюрков по сравнению с арийцами248 . Данная аргументация, фактически, приводит Масова к расистскому пониманию культуры и ее разделению на «высшую» и «низшую». Справедливость требует отметить, что таджики испокон веков исповедовали определенное свободомыслие, а поэт или философ для них имели большее значение, чем государственный деятель или полководец. Косвенно это подтверждает и то, как долго официальный Душанбе «мучился» с поиском исторического идеала, остановившись, в конце концов, на Исмоиле Сомони, тогда как другие народы Средней Азии в этом вопросе определились достаточно быстро. Таджикские историки утверждают, что даже простой выбор исторического ориентира, явившийся результатом долгого изучения, совещаний, поиска, учета различных мнений – говорит не только о том, что свою роль сыграла гражданская война, но и о том, что таджики исторически более демократичны, чем их соседи. В принципе, не смотря на общую для Узбекистана, ТуркмениииТаджикистанаавторитарнуюполитическую модель в которой все «заточено» на главу страны и его ближайшее окружение, таджикская ситуация в СМИ, науке и культуре характеризуется наиболее свободным (конечно, в сравнении с соседями) духом. Независимые СМИявляютсязаметнымфакторомобщественно-политической жизни, хотя газеты выходят лишь раз в неделю. Выражение лояльности к власти традиционно не является обязательным условием деятельности журналистов в Таджикистане, поэтому им позволено высказывать свою точку зрения, которая подчас выглядит откровенно оппозиционной. До сих пор речь шла о государствах, имеющих историко-культурную традицию оседлого образа жизни с наличием традиций, что обусловливало значительную специфику их общественно-политического развития в ус 167 ловиях независимости. Другой группой новых независимых азиатских стран являются республики образованные номадическимтитульнымэтносомнеимевшимполноценной государственности вплоть до присоединения к России (Казахстан, Киргизия). Особенности существования этих государств, обретших суверенитет проявляется, в том числе во внешнеполитической позиции, отношениях с Россией, языковой практике и т.д. Республика Казахстан Наиболееблагоприятно,хотяинебезпроблем,ситуация с русским языком складывается в Казахстане. Новые социально-политические реалии Казахстана как суверенного государства потребовали языковой политики, отвечающей потребностям полиэтнического населения страны и учитывающей особенности языковой, демографической и политической ситуации. По сообщениям Агентства РК по статистике, численность населения в стране по итогам переписи населения 2009 года составила 16 004,8 тыс. человек. По сравнению с предыдущей переписью численность населения увеличилась на 1022,9 тыс. человек: численность казахов увеличилась на 26,1% и составила 10 098,6 тыс. человек. А вот численность русских снизилась на 15,3%, до 3797,0 тыс. человек. По данным на 1 января 2010 года с учетом переписи населения 2009 года численность населения составила 16 млн. 196 тыс. 800 человек. Доля казахов на начало 2010 года составила 63,6%, русских – 23,3%249 . Согласно официальной статистике, русским языком, владеют 84,8%, в т. ч. в городах – 92,5%, в селах – 74,9% населения республики250 . Русский язык в обязательном порядке изучается во всех типах школ (русских, национальных, смешанных), в казахстанских ВУЗах обучение также разбито по языковому признаку на два потока–русскийиказахский.Возобновляютсяиразвиваются контакты между школьными и высшими учебными заведениями, научными и педагогическими организациями России и Казахстана, расширяется спектр их взаимодействия. |