соотечественников, направленная па сохранение и развитие русского языка и русской культуры в странах проживания через активное их участие в сохранении обычаев и традиций русского народа, поддержке старых и организации новых коллективов художественной самодеятельности, проведении русских народных праздников. Создание новых коллективов художественной самодеятельности при общественных объединениях соотечественников стало своеобразным вызовом националистической политике, проводимой в Казахстане. Примером тому может служить работа Общественного объединения «Славянский культурный центр» города Павлодара. В центре действуют 26 объединений и служб. Их общая цель объединить как можно больше людей по интересам для реализации их творческих запросов в различных творческих объединениях. Славянский центр, пропагандируя русскую культуру и традиции среди населения Павлодарской области, имея филиалы в городах Качиры, Железинка, Экибастуз, Аксу и Щербактах, объединяет около пяти тысяч человек, что позволяет проводить большие народные гулянья и праздники: Рождество Христово, Масленица, Троица, День славянской письменности и культуры и знакомить жителей города с традициями и обрядами русского народа. Сегодня успешная деятельность по развитию и совершенствованию художественного самодеятельного творчества зависит, в первую очередь, от создания условий для формирования и удовлетворения культурных запросов и потребностей российских соотечественников в сфере самодеятельного народного творчества как со стороны властей Казахстана, так и со стороны уполномоченных на то организаций Российской Федерации. Несколько иначе выглядит функциональное пространство русского языка в Киргизии. Почти два века русский язык выполняет в Киргизстане высокую миссию средства межнационального общения. Все достижения в области образования, науки и культуры, социально-экономической жизни и, в конечном 208 |
189 по принципу «Живи как можешь». Однако, сугубо литературнымтрудомвКазахстаненеживетникто.Выручают смежные профессии – филология, издательская деятельность, журналистика. Есть и второй выход: помогают общественные гуманитарные фонды – «Soros», «Hivos». «Такимобразом,вКазахстанесейчас,можносказать, нет профессии «писатель». Казахстанскому литератору, во многом, закрыты пути к изданию, к читателям… Ему практически не платят гонорары, издательства не мечтают бесплатно (а то и с оплатой) превратить его рукописи в книги. …Выводы по Казахстану в целом неутешительны. Произошла мощная утечка творческих сил за рубеж, едва ли не наполовину сократившая численность казахстанских русскоязычных литераторов»273 . Родной язык, родная культура русских стали полем деятельности Славянских и Русских культурных центров, многочисленных общественных объединений российских соотечественников. Как правило, культурные центры стремятся оставаться вне политики. Основной задачей их деятельности стала консолидация российских соотечественников, направленная на сохранение и развитие русского языка ирусскойкультурывстранахпроживаниячерезактивное их участие в сохранение обычаев и традиций русского народа, поддержке старых и организации новых коллективовхудожественнойсамодеятельности,проведениерусских народных праздников. Создание новых коллективов художественной самодеятельности при общественных объединениях соотечественников стало своеобразным вызовом националистической политике, проводимой в Казахстане. Примером тому может служить работа Общественного объединения «Славянский культурный центр» города Павлодара. В центре действуют 26 объединений и служб. Их общая цель – объединить как можно больше людей по интересам для реализации их творческих запросов в различных творческих объединениях. 190 Славянский центр, пропагандируя русскую культуру и традиции среди населения Павлодарской области, имея филиалы в городах: Качиры, Железинка, Экибастуз, Аксу и Щербактах, объединяет около пяти тысяч человек, что позволяет проводить большие народные гулянья и праздники: «Рождество Христово», Масленица, Троица, День славянской письменности и культуры. Знакомить жителей города с традициями и обрядами русского народа. Сегодня успешная деятельность по развитию и совершенствованию художественного самодеятельного творчества зависит в первую очередь от создания условий для формирования и удовлетворения культурных запросов и потребностей российских соотечественников в сфере самодеятельного народного творчества, как со стороны властей Казахстана, так и со стороны уполномоченных на то организаций Российской Федерации. Киргизия Несколько иначе выглядит функциональное пространство русского языка в Киргизии. Почти два века русский язык выполняет в Киргизстане высокую миссию средства межнационального общения. Все достижения в области образования, науки и культуры, социальноэкономической жизни и, в конечном счете, в укреплении киргизской государственности в той или иной степени связаны с «русским языком». В современный период развития Киргизстана произошли определенные этносоциальные перемены, которые привели к изменению этноязыковой ситуации, расширению этнокультурного приоритета киргизского языка. В то же время существенной остается роль русского языка и как средства межэтнического и межгосударственного общения, и как связующего звена при изучении других языков и культур. «Традиционно сильным остается культурно-коммуникативное влияние русского языка в сферах науки и образования,информационногопространства.Вширокой социальной среде республики в настоящее время активно |