Проверяемый текст
[стр. 36]

1991 год при экономическом и техническом содействии Советского Союза в 36 зарубежных странах — союзниках СССР было создано 66 высиіих учебных заведений (университетов, институтов, университетских центров, специализированных факультетов и филиалов), 23 средних специальных учебных заведения (техникумов), свыше 400 учебных центров профессионально-технического образования (ПТУ), 5 общеобразовательных школ.
СССР оснащал эти учебные заведения оборудованием, обеспечивал учебно-методической литературой, организовывал обучение в них силами советских специалистов (командируя в них только по линии Минвуза до 5 тысяч человек в год, в том числе —
свыше 700 преподавателей-русистов).
Помимо широкомасштабного изучения русского языка в академическом секторе (средних и высших учебных заведениях) многих стран (прежде всего Восточной Европы, Азии и Африки), прилагались значительные усилия по расширению зарубежных курсов русского языка, на которых занималось преимущественно взрослое население, овладевая навыками разговорной речи и чтения.
Русский язык на этих курсах в конце 1980-х годов изучали 600 тысяч человек в 90 странах мира.
В ходе так называемой «перестройки» середины
1980-х годов, инициировавшей политическую активность национальных элит, анализировалась языковая проблема.
Помимо логики местных политиков, стремящихся к независимости от Москвы (кстати заметить, именно эта логика продолжает
оформлять русофобию в бывших союзных республиках и сегодня), лингвистические революции являлись закономерным следствием форсирования процесса складывания новой исторической общности «советский народ», в ходе которого реализовывались самые смелые планы по унификации языкового пространства.
Лингвистическая революция вылилась в принятие в 1989 году законов о государственных языках в союзных республиках, утвердивших этот статус за языками титульной нации.
Русский язык был
определён, в лучшем случае, термином «язык межнационального общения», не имеющим чёткого юридического толкования.
36
[стр. 22]

21 вносилаисоветскаясистемаобразования,являвшаяся,по оценкам западных экспертов, одной из лучших в мире61 .
В 1989/1990 учебном году в различных гражданских, военных, партийных, профсоюзных, комсомольских учебных заведениях обучалось на русском языке около 180 тысяч иностранных граждан.
Кроме того, с 1960 по 1991 год при экономическом и техническом содействии Советского Союза в 36 зарубежных странах – союзниках СССР было создано 66 высших учебных заведений (университетов, институтов, университетских центров, специализированных факультетов и филиалов), 23 средних специальных учебных заведения (техникумов), свыше 400 учебных центров профессионально-технического образования (ПТУ), 5 общеобразовательных школ.
СССР оснащал эти учебные заведения оборудованием, обеспечивал учебно-методической литературой, организовывал обучение в них силами советских специалистов (командируя в них только по линии Минвуза до 5 тысяч человек в год, в том числе
свыше 700 преподавателей-русистов).
Помимоширокомасштабногоизучениярусскогоязыка в академическом секторе (средних и высших учебных заведениях) многих стран (прежде всего Восточной Европы, Азии и Африки) прилагались значительные усилия по расширению зарубежных курсов русского языка, на которых занималось преимущественно взрослое население, овладевая навыками разговорной речи и чтения.
Русский язык на этих курсах в конце 1980-х годов изучали 600 тысяч человек в 90 странах мира.
В ходе так называемой «перестройки» середины
1988 годов, инициировавшей политическую активность национальных элит анализировалась языковая проблема.
Помимо логики местных политиков, стремящихся к независимости от Москвы (кстати заметить, именно эта логика продолжает
окормлять русофобию в бывших союзных республиках и сегодня) лингвистические революции являлись закономерным следствием форсирования процесса складывания новой исторической общности «советский народ», в ходе которого реализовывались са

[стр.,23]

22 мые смелые планы по унификации языкового пространства.
Лингвистическая революция вылилась в принятие в 1989 году законов о государственных языках в союзных республиках, утвердивших этот статус за языками титульной нации.
Русский язык был
определен, в лучшем случае, термином «язык межнационального общения», не имеющим четкого юридического толкования.
Законы о языках стали первыми законодательными актами, разделившими население республик по лингвистическому признаку, а фактически по этнической принадлежности.
За исключением Молдавии, где левобережье Днестра не согласилось с такой ситуацией, принятие законов о языках прошло без катаклизмов.
Даже в Казахстане, где титульное население составляло около 38%, товарищ Назарбаев (тогда еще – Первый секретарь Компартии Казахстана) сумел «уговорить» свои северные области, где проживало более 80% русских.
Разрушение Союза началось с раскалывания одной из его опор – единого для всех народов языка62 .
После развала СССР, языковая революция на территории бывшего единого государства приобрела новое качество в связи с безальтернативным кругом правящих элит, вдруг ставших у руля власти, на построение национальных государств.
И даже включение прибалтийских республик в общественно-политические условия с устоявшимися нормами демократии не помешали этому курсу.
Практически все новые независимые государства захлестнула волна этноцентризма, сопровождавшаяся русофобскими настроениями.
Во всех государствах ближнего зарубежья кроме Республики Белоруссии, где в 1995 году на референдуме было принято решение о государственном статусе русского языка (что затем закреплено в Конституции 1996 года), государственным стал язык титульной нации.
В настоящий момент русский язык имеет статус государственного только в России и Белоруссии.
В Киргизии он является языком официальным, а в Казахстане – «официально употребляемым в государственных

[Back]