Проверяемый текст
[стр. 67]

уверенностью констатировать обратное русскому языку отводилась роль языка, обречённого на забвение128.
Надо признать, что «парад языковых суверенитетов», начавшийся с принятия законов о государственных языках союзных республик,
шёл на вполне законных основаниях.
Конституция СССР 1977
года129, как и все предыдущие советские конституции, не содержала понятия государственного языка.
В тексте Конституции использовались термины «родной язык», «язык народов СССР», «язык союзных республик», но «русский язык»
вообще не упоминался.
Русофобское начало, заложенное в самих недрах СССР, прорвалось на исходе «перестройки» со всей деструктивной для страны силой.
Принятый в апреле 1990 года Закон СССР «О языках народов
СССР»13", объявивший русский язык официальным языком СССР, никак не повлиял на языковую политику в союзных республиках.
Он «опоздал» и фактически был проигнорирован периферией, а союзный центр, в
своё время нс возражавший против принятия законов о языках в республиках, остался индифферентным к неисполнению общесоюзного закона.
Устойчивое противодействие повсеместному использованию русского языка стало отражением набиравшего силу центробежного процесса.
Дело заключалось не только и не столько в потребностях развития национальных языков, сколько в том, что законы о языках стали политическими декларациями, утверждавшими суверенность бывших союзных республик.
Русский язык, как символ «имперского центра», был поставлен в положение
«поп grata».
В то же время роль русского языка как языка межгосударственного общения на постсоветском пространстве никогда не подвергалась сомнению.
Он
выполняег эту функцию и сейчас, являясь рабочим языком всех межгосударственных структур не только в СНГ, в Уставе которого 128 Доровских Е.
М.
Разработка законодательства о языках в Союзе ССР и в союзных республиках.

См.: http://www.
superinf.ru/view_helpstud.
php?id=789 329 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик.
Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г..

См.: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstl977.htm 330 Закон СССР «О языках народов СССР» от 24 апреля 1990 года за № 1450-1.
См.: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumlD_37970.html 67
[стр. 52]

51 Если a priori исходить из нерушимости Советского Союза и формирования новой исторической общности «советский народ», то термин «язык межнационального общения» должен был восприниматься как язык общегосударственный со всеми вытекающими последствиями материального и организационного характера.
Но, если смотреть с точки зрения приобретения (или восстановления) национальной независимости от «советской империи» и принимать во внимание содержание республиканских правовых актов, можно с уверенностью констатировать обратное – русскому языку отводилась роль языка обреченного на забвение100 .
Надо признать, что «парад языковых суверенитетов», начавшийся с принятия законов о государственных языках союзных республик,
шел на вполне законных основаниях.
Конституция СССР 1977
года101 , как и все предыдущие советские конституции, не содержала понятия государственного языка.
В тексте Конституции использовались термины «родной язык», «язык народов СССР», «язык союзных республик», но «русский язык»
вообще не упоминался.
Русофобское начало, заложенное в самих недрахСССР,прорвалосьнаисходе«перестройки»совсей деструктивной для страны силой.
Принятый в апреле 1990 года Закон СССР «О языках народов
СССР»102 , объявивший русский язык официальным языком СССР, никак не повлиял на языковую политику в союзных республиках.
Он «опоздал» и фактически был проигнорирован периферией, а союзный центр, в
свое время не возражавший против принятия законов о языках в республиках, остался индифферентным к неисполнению общесоюзного закона.
Устойчивое противодействие повсеместному использованию русского языка стало отражением набиравшего силу центробежного процесса.
Дело заключалось не только и не столько в потребностях развития национальных языков, сколько в том, что законы о языках стали политическими декларациями,утверждавшимисуверенностьбывшихсоюзных республик.
Русский язык, как символ «имперского центра», был поставлен в положение
«non grata».


[стр.,53]

52 В то же время роль русского языка как языка межгосударственного общения на постсоветском пространстве никогда не подвергалась сомнению.
Он
выполняет эту функцию и сейчас, являясь рабочим языком всех межгосударственных структур, не только в СНГ, в Уставе которого зафиксирована эта функция103 , но и при общении с политиками из Прибалтийских республик.
Признание важнейшей роли русского языка в СНГ на современном этапе содержится в Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств 2007 года104 .
Главы государств СНГ отдали должное этой организации как эффективной диалоговой площадке и договорились о подготовке Содружества к новым этапам углубленного сотрудничества его участников.
Общий для всех язык, каким является русский, составляет надежный механизм эффективного взаимодействия, поэтому не случайно в плане по реализации данной концепции в сфере гуманитарного сотрудничества предусмотрена постоянная работа по разработке и принятию мер, обеспечивающих функциональность русского языка как средства межнационального общения в СНГ.
В суверенной России осознавалась необходимость сохранениярусскогоязыкакакродногоязыкамиллионов соотечественников, оставшихся за новыми границами и информационного, культурного проводника российского влияния, и интересов на постсоветском пространстве, что нашло отражение во внешнеполитической доктрине России.
Интенсивный поиск новой внешнеполитической концепции России начался вскоре после распада СССР105 .
Уже в 1992 году в нескольких выступлениях Президента России Б.Ельцина и Министра иностранных дел А.
Козырева была сформулирована доктрина внешнеполитической деятельности, которая определяла приоритетными выстраивание отношений с США и другими странами Запада.
Параллельно с исполнительными структурами власти над внешнеполитической доктриной трудились законодатели,неразделявшиеихустановок.Врезультате

[стр.,384]

383 94 Чхартишвили Д.
Попыток физического устранения Саакашвили и свержения власти в Грузии будет превеликое множество//http://regnum.ru/news/polit/1434978.html 95 Рудницкий Л.
Почему в СНГ боятся русского языка// http://www.imperiya.by/rusworld37570.html, 13.04.2010 96 Там же.
97 Русский язык покоряет просторы СНГ//KM.RU 05.09.2011.
98 См., например: публикацию эксперта из Венгрии: Ласло Лендьел.
Последние мирные дни? // Россия в глобальной политике.
– 2011.
– Т.
9.
– № 4.
– с.
102–116.
99 В 11 союзных республиках в течение одного года – с января 1989 по январь 1990 года, были приняты законы о языке (или о языках).
До этого времени государственный статус «титульного» языка был закреплен только в конституциях закавказских союзных республик: Грузии, Азербайджана и Армении.
100 Доровских Е.
Разработка законодательства о языках в Союзе ССР и в союзных республиках //
http://www.superinf.
ru/view_helpstud.php?id=789 101 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик.
Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г..
\\
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm 102 Закон СССР «О языках народов СССР» от 24 апреля 1990 года за № 1450I.
\\ http://www.businesspravo.ru/Docum/ DocumShow_DocumID_37970.html 103 Статья 35 Устава Содружества Независимых Государств.
См.: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=180 104 Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств.
Одобрена Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 г.
\\ http://www.cis.minsk.by/page.
php?id=18763 105 ПляйсЯ.Теорияипрактикавнешнейполитикисовременной России // http://www.rau.su/observer/N10_97/10_05.htm 106 Основные положения концепции внешней политики Российской Федерации.
Утверждены Распоряжением Президента Российской Федерации Б.Н.
Ельцина от 23 апреля 1993 года № 284-рп.
См.: М.
В.
Лапенко.
Содружество Независимых Государств и страны Балтии.
Издательство Саратовского университета.
– 2006, с.
18–27.
См.
также: http://www.sgu.ru/files/ nodes/9109/lapenko.pdf

[Back]