Проверяемый текст
[стр. 74]

прав соотечественников, об использовании русского языка в странах ближнего зарубежья в качестве второго государственного языка или языка межнационального общения», т.е.
вопрос о русском языке на постсоветском пространстве
ставился как политическая задача придания ему статуса второго государственного языка.
Вопросы поддержки русского языка на постсоветском пространстве рассматривались, в первую очередь, в контексте прав национальных, языковых меньшинств, к которым в большинстве стран СНГ и Балтии были отнесены российские соотечественники.
В программе мер по поддержке соотечественников за рубежом, принятой в 1996
году147, одной из основных задач было названо «содействие созданию условий для функционирования русского языка, прежде всего, в образовательной, информационной и культурной сферах».
В программе
подчёркивалось, что удовлетворение образовательных потребностей русскоязычного населения, сохранение сферы распространения и функционирование русского языка в государствах-участниках СНГ и государствах Балтии являются приоритетными направлениями внешней политики России.
В качестве
одного из основных направлений программы определялось содействие сохранению сферы распространения и функционирования русского языка.
Для удовлетворения образовательных запросов соотечественников, поддержки русского языка в постсоветских республиках программа предусматривала следующие меры: «продолжение переговоров о придании русскому языку статуса второго государственного языка (с теми государствами-участниками
СНГ и государствами Балтии, с которыми такая договорённость ещё не достигнута); разработку методической, организационной и технологической базы для проведения согласованной образовательной политики в государствах-участниках СНГ и формирование общего образовательного пространства; 147 Программа мер по поддержке соотечественников за рубежом от 17 мая 1996 г.
Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 1996 г.
№ 590.
Там же, с.25-29.
74
[стр. 58]

57 России в отношении соотечественников, проживающих за рубежом117 , Перечень первоочередных мероприятий по поддержке соотечественников на 1994–1995 годы118 .
В соответствие с Указом Президента была сформирована Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом.
Основные направления в 1994–1995 годахпредусматривалимерыпосохранениюрусско-культурной среды для соотечественников в постсоветских республиках: помощь русскоязычным СМИ, библиотекам, музеям,театрам,заключениедвухстороннихсоглашений по решению вопросов образования на русском языке, открытию российских вузов, подготовки педагогических кадров в странах проживания соотечественников.
В 1994 году среди первоочередных мероприятий были названы переговоры «о заключении соглашений со странами ближнего зарубежья по вопросам гражданства с целью обеспечения социально-экономических и политических прав соотечественников об использовании русскогоязыкавстранахближнегозарубежьявкачествевторого государственного языка или языка межнационального общения», т.е.
вопрос о русском языке на постсоветском пространстве ставился как политическая задача придания ему статуса второго государственного языка.
Вопросы поддержки русского языка на постсоветском пространстве рассматривались, в первую очередь, в контексте прав национальных, языковых меньшинств, к которым в большинстве стран СНГ и Балтии были отнесены российские соотечественники.
В программе мер по поддержке соотечественников за рубежом, принятой в 1996
году119 , одной из основных задач было названо «содействие созданию условий для функционирования русского языка, прежде всего в образовательной, информационной и культурной сферах».
В программе
подчеркивалось, что удовлетворение образовательных потребностей русскоязычного населения, сохранение сферы распространения и функционирование русского языка в государствах – участниках СНГ и государствах Прибалтики являются приоритетными направлениями внешней политики России.
В качестве


[стр.,59]

58 одного из основных направлений программы определялось содействие сохранению сферы распространения и функционирования русского языка.
Для удовлетворения образовательных запросов соотечественников, поддержки русского языка в постсоветских республиках программа предусматривала следующие меры: продолжение переговоров о придании русскому языку статуса второго государственного языка (с теми государствами
– участниками СНГ и государствами Балтии, с которыми такая договоренность еще не достигнута); разработку методической, организационной и технологической базы для проведения согласованной образовательной политики в государствах – участниках СНГ и формирование общего образовательного пространства; анализпроблем,возникающихвработешколспреподаванием на русском языке в государствах – участниках СНГ и государствах Балтии, оказание этим школам методической, консультативной и технической помощи; подготовку и повышение квалификации преподавателей школ (прежде всего преподавателей русского языка и гуманитарных дисциплин)».
В программе 1996 года вопрос о русском языке на постсоветском пространстве также формировался в политической плоскости, как необходимость продолжения переговоров о придании русскому языку статуса второго государственного языка, наряду с задачами сохранения русскоязычного образования.
Озабоченность вопросами поддержки соотечественников в новом российском зарубежье, укрепления позиций русского языка на постсоветском пространстве нашлоотражениевдокументах,определяющихнетолько внешнюю, но и внутреннюю политику страны.
В Концепции государственной национальной политики РФ, принятой в 1996 году120 , поддержка соотечественников, проживающих в государствах – участниках СНГ и республиках Прибалтики, содействие развитию их связей с Россией названы «узловыми проблемами, требующимирешения».Кодномуизосновныхпринципов

[стр.,352]

351 За 20 постсоветских лет взгляды на роль, положение, поддержку русского языка на постсоветском пространстве, отраженные в документах, определяющих внешнюю политику, претерпели некоторую эволюцию.
На первом этапе, в 1994 -1995 годах, защита позиций русского языка за рубежом выделена как одна из сторон защиты прав соотечественников.
Вопросу о русском языке придавалось важное политическое значение, на что указывает намерение проведения переговоров об использовании в странах проживания соотечественников русского языка в качестве второго государственного языка или языка межнационального общения.
Вопрос о государственном статусе русского языка не потерялактуальностиивнастоящеевремя.Соотечественники неоднократно в своих обращениях к руководству России просили «поручить Правительству Российской Федерации при подготовке договоров и соглашений с другими государствами, предусматривающих преференции и льготы со стороны России, в обязательном порядке увязывать их заключение со статусом русского языка и положением соотечественников в этих странах» 435 , как это было выражено в обращении к Президенту В.В.
Путину в2001году.Ив2011годупроходятакциирусскоязычного населения на Украине436 , в Латвии437, 438 , с требованиями придания государственного статуса русскому языку.
Однако с 2000 года вопрос о государственности русского языка в странах ближнего зарубежья с российской стороны уже не поднимается, он сменяется пожеланиями укрепления его позиций как языка межгосударственного общения.
К этому времени стало ясно, что предложения российской стороны, если они и делались, по повышению статуса русского языка в бывших братских республиках (кроме Белоруссии и Киргизии) остались безответными.
Ослабление позиций русского языка в мире, и в первую очередь на постсоветском пространстве, актуализировало задачу восстановления и расширения ареала его распространения в ряд первостепенных направлений внешнеполитической деятельности.

[Back]