123 пертекстовые ссылки, обеспечивающие погружение в справочную систему на глубину 2-3 уровня с возвратом в исходную точку. Текстовый материал должен быть хорошо структурирован и выдаваться на экран малыми дозами. Текстовый материал необходимо снабдить иллюстрациями и динамическими сюжетами. Необходимо иметь механизм навигации, позволяющий определить тот раздел, который изучается в данный момент, и продолжить изучение с данной точки в случае прерывания сеанса работы с учебником. В настоящее время при разработке компьютерных учебников и автоматизированных учебных курсов уже не применяется «прямое» программирование, так как прямое программирование требует применения труда профессиональных программистов высокой квалификации и соответствующего задела в форме библиотек специальных функций для формирования кадров и сценария ЭУ и АУК. Кроме того, реализованные таким способом ЭУ и АУК, часто отличаются разнообразием стилей реализации (цветовая палитра, интерфейс, структура, способ подачи материала), сложностью модификации и сопровождения; несовместимостью друг с другом и с остальной информационной средой КСПС. Более производительной технологией создания обучающих программ различных типов является использование специализированных инструментальных систем (ИС). Применение ИС позволяет сократить трудоемкость и сроки разработки, а также дает возможность непосредственной работы с ПК для преподавателей-тьюторов, которые не являются квалифицированными программистами. Обзор возможностей ИС, которые могут использоваться для создания ЭУ и АУК в системе КСПС приведен в [97]. Наличие широкого круга развитых инструментальных сред, позволяющих создавать компьютерные учебники, делает создание данного элемента КСПС наименее трудоемким, особенно в плане квалифицированного труда специалистов по программному обеспечению. |
Кроме того, получение знаний по сети требует достаточно большого времени, а это весьма дорого при повременной оплате. Поэтому рекомендуется выбрать для реализации второй путь. ЭУК целесообразно создавать с применением технологии гипермедиа. В дополнение к традиционному линейному механизму управления просмотром учебного материала (перемещение вперед, назад по разделу, перемещение по иерархической системе меню) в продукт должны быть добавлены гипертекстовые ссылки, обеспечивающие погружение в справочную систему на глубину 2-3 уровня с возвратом в исходную точку. Текстовыйматериал должен быть хорошо структурирован и выдаваться на экран малыми дозами. Текстовый материал необходимо снабдить иллюстрациями и динамическими сюжетами. Необходимо иметь механизм навигации, позволяющий определить тот раздел, который изучается в данный момент, и продолжить изучение с данной точки в случае прерывания сеанса работы с учебником. В настоящее время при разработке компьютерных учебников и автоматизированных учебных курсов, как правило, уже не применяется «прямое» программирование в системах Си, Паскаль, Бейсик, и т.д. Прямое программирование требует применения труда профессиональных программистов высокой квалификации и соответствующего задела* в форме библиотек специальных функций для формирования кадров и сценария ЭУ и ЭУК. Кроме того, реализованные таким способом ЭУ и ЭУК, часто отличаются разнообразием стилей реализации (цветовая палитра, интерфейс, структура, способ подачи материала), сложностью модификации и сопровождения; несовместимостью друг с другом и с остальной информационной средой КСПС. Более производительной технологией создания обучающих программ различных типов является использование специализированных инструментальных систем (ИС). Применение ИС позволяет сократить трудоемкость и сроки разработки, а также дает возможность непосредственной работы с ПК для тьюторов, которые не являются квалифицированными программистами. 138 Обзор возможностей ИС, которые могут использоваться для создания ЭУ и ЭУК в системе КСПС приведен в работе [133]. Наличие широкого круга развитых инструментальных сред, позволяющих создавать электронные учебники, делает создание данного элемента КСПС наименее трудоемким, особенно в плане квалифицированного труда специалистов по программному обеспечению. Инструментальные средства, применяемые при проектировании ЭУК, в самом общем случае должны обеспечивать следующие возможности: описания сценария и управления проектированием; формирования структуры ЭУК; ввода, получения из единого информационного пространства, редактирования и форматирования текста (текстовый редактор); подготовки и импорта статической иллюстрированной части ЭУ (графический редактор); подготовки и импорта динамической иллюстрированной части (звуковых, анимационных, видеофрагментов); связи с внешней средой (операционной системой) и подключения исполняемых программных модулей, реализованных с применением других средств разработки; формирования различной формы вопросов и обработки ответов; сбора, обработки, отображения и передачи в единое информационное пространство статистики по прохождению обучения; содержать другие (не перечисленные) механизмы, позволяющие создавать специфичные для данного вида ЭУК объекты; подключения библиотеки типовых графических фрагментов для обеспечения общего направления дизайна КСПС. При подготовке ЭУК [88, 96] целесообразно планировать применение технологий гипертекста, мультии гипермедиа. Инструментальные средства гипертекста позволяют разработчику ЭУК помечать, подсвечивая каким |