124 Инструментальные средства, применяемые при проектировании ЭУК, в самом общем случае должны обеспечивать следующие возможности: описания сценария и управления проектированием; формирования структуры ЭУК; ввода, получения из единого информационного пространства (ЕИП), редактирования и форматирования текста (текстовый редактор); подготовки и импорта статической иллюстрированной части ЭУ (графический редактор); подготовки и импорта динамической иллюстрированной части (звуковых, анимационных, видеофрагментов); связи с внешней средой (операционной системой) и подключения исполняемых программных модулей, реализованных с применением других средств разработки; формирования различной формы вопросов и обработки ответов; сбора, обработки, отображения и передачи в ЕИП статистики по прохождению обучения; содержать другие (не перечисленные) механизмы, позволяющие создавать специфичные для данного вида ЭУК объекты; подключения библиотеки типовых графических фрагментов для обеспечения общего направления дизайна КСПС. При подготовке ЭУК целесообразно планировать применение технологий гипертекста, мультии гипермедиа. Инструментальные средства гипертекста позволяют разработчику ЭУК помечать, подсвечивая каким-либо определенным цветом, отдельные ключевые слова или сочетания и связывать их с фрагментами текста в других ИБ ЭУК, где дается детальное описание этих понятий. Если обучающемуся непонятен помеченный термин в тексте, то достаточно подвести к нему курсор, нажать определенную клавишу и получить на экране более подробную информацию по нему, а затем вернуться к исходному тексту. Таким образом, осуществляется произвольная навигация |
138 Обзор возможностей ИС, которые могут использоваться для создания ЭУ и ЭУК в системе КСПС приведен в работе [133]. Наличие широкого круга развитых инструментальных сред, позволяющих создавать электронные учебники, делает создание данного элемента КСПС наименее трудоемким, особенно в плане квалифицированного труда специалистов по программному обеспечению. Инструментальные средства, применяемые при проектировании ЭУК, в самом общем случае должны обеспечивать следующие возможности: описания сценария и управления проектированием; формирования структуры ЭУК; ввода, получения из единого информационного пространства, редактирования и форматирования текста (текстовый редактор); подготовки и импорта статической иллюстрированной части ЭУ (графический редактор); подготовки и импорта динамической иллюстрированной части (звуковых, анимационных, видеофрагментов); связи с внешней средой (операционной системой) и подключения исполняемых программных модулей, реализованных с применением других средств разработки; формирования различной формы вопросов и обработки ответов; сбора, обработки, отображения и передачи в единое информационное пространство статистики по прохождению обучения; содержать другие (не перечисленные) механизмы, позволяющие создавать специфичные для данного вида ЭУК объекты; подключения библиотеки типовых графических фрагментов для обеспечения общего направления дизайна КСПС. При подготовке ЭУК [88, 96] целесообразно планировать применение технологий гипертекста, мультии гипермедиа. Инструментальные средства гипертекста позволяют разработчику ЭУК помечать, подсвечивая каким 139 либо определенным цветом, отдельные ключевые слова или сочетания и связывать их с фрагментами текста в других ИБ ЭУК, где дается детальное описание этих понятий. Если обучающемуся непонятен помеченный термин в тексте, то достаточно подвести к нему курсор, нажать определенную клавишу и получить на экране более подробную информацию по нему, а затем вернуться к исходному тексту. Таким образом, осуществляется произвольная навигация по всему тексту, причем каждый обучающийся выбирает подходящий для него путь самостоятельно. Технология мультимедиа позволяет оживить текст, сопроводить его графическими иллюстрациями (статическими и динамическими), фотографиями, видеоклипами, фрагментами аудиоинформации. Сочетание технологий гипертекста и мультимедиа получило название гипермедиа. При этом появляется возможность связывать с помеченными терминами не только элементы текста, но и графические иллюстрации, анимационные ролики, фрагменты оцифрованной аудиои видеоинформации [2, 88]. Применение таких технологий существенно активизирует учебную информацию, делает ее по сравнению с представлением на бумажном носителе более наглядной для восприятия и удобной для усвоения. Для разработки ЭУК также используют специальные инструментальные программные средства, называемые иногда авторскими системами [2]. Степень совершенства той или иной авторской системы определяется сервисными возможностями по вводу, редактированию, компоновки текстовой части учебного материала, использованием графики, анимации, звука, типами упражнений (с множественным выбором, со светом, с конструируемым ответом), включением элементов гипертекста, мультимедиа и т.п. Ключевыми этапами проектирования ЭУК являются: подготовка информационных блоков теоретического материала (учебных текстов, эскизов, графических иллюстраций, сценариев демонстрационно-иллюстрирующих программ и анимаций и т.п.); |