Проверяемый текст
Круглякова Надежда Ивановна. Управление качеством общего образования школьников (Диссертация 2004)
[стр. 19]

Кирика.
Сохранились для потомков «Изборник 1073 года», начальный летописный свод, краткая редакция «Русской Правды».
Новгородские книгохранилища послужили одним из основных источников «Великих четьих миней» собрания «всех книг, чтомых на Руси», состоящего из 12 огромных томов общим объемом свыше 27 тыс.
страниц1.
На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход начиная с XIV века.
Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году.

Содержание образования, как и в учебных заведениях Запада, составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика,
геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум).
Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище.
По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях.
Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи.
Некоторые историки российского образования, и в
том числе П.Н.
Милюков, высказывали мнение (опираясь на факты, относящиеся к X V XVI вв.), что в Древней Руси большинство населения было не только малообразованным, но и вообще безграмотным2.
Однако сохранились многочисленные свидетельства обратного.
Например, открыты так называемые
граффити (надписи, сделанные на стенах соборов и церквей; 1 Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в.
/ [Э.
Д.
Днепров.О.
Е.
Кошелева,Г.
Б.
Корнетов и др.]/ Отв.
ред.
Э.
Д.
Днепров.
М., 1989.
С.
345.
2 Милюков П.Н.
Университеты России // Энциклопедический словарь Брокгауза Ефрона.
Т.
68.
СПб., 1902/ [Электрон, ресурс]// Режим доступа: http://www.culunfo.rU/fulUext/l/OOI/007/104/104544.hlm.
19
[стр. 18]

18 ГЛАВА I.
ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ §1.
Качество образования в истории отечественной педагогики и и практики На Руси знание испокон веков было святыней второй, по счету, после веры.
Учебные заведения именовались училищами: слово "школа" вошло в обиход начиная с XIV века.
Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году.

Такие князья, как Владимир Мономах или Андрей Боголюбский, не только не стремятся сделать знание монополией узкого круга лиц, но, напротив, ощущают потребность в том, чтобы как можно шире распространить его, просветить своих подданных.
Не только богатых и знатных, всех.
Сегодня доказано, что многочисленные берестяные грамоты, найденные в Новгороде, имели хождение и в тех древнерусских городах, чья почва не так хорошо сохранила их.
Писавшие часто были людьми самого низкого звания, и, что самое удивительное, среди них встречались женщины.
Русская школа уже при своем рождении была лишена каких-либо политических, социальных, экономических, национальных и даже половых предрассудков.
Дочь Ярослава Анна, выйдя замуж за безфамотного короля Франции Генриха I, основала в полуварварском Париже такую же женскую школу, что и ее племянница Анна в Киеве.
А ведь почти в то же время западноевропейские богословы всерьез обсуждали, можно ли считать женщину человеком и стоит ли позволять чтение кому-то, кроме церковнослужителей и юристов.
Содержание образования, как и в учебных заведениях Запада, составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика,


[стр.,19]

19 геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум).
Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище.
По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях.
Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи.
Некоторые историки российского образования, и в
числе их такой компетентный историк, как П.
Н.
Милюков, высказывали мнение (опираясь на факты, относящиеся к XV-XVI вв.), что в Древней Руси большинство населения было не только малообразованным, но и вообще безграмотным.
Однако, сохранились многочисленные свидетельства обратного.
Например, открыты, так называемые,
фаффити (надписи, сделанные на стенах соборов и церквей; особенно известны фаффити Киевского Софийских соборов), оставленные Новгородского и явно случайными прихожанами.
Найдены многочисленные берестяные грамоты XI-XIII вв., причем не только в Великом Новгороде, но и в других древнерусских городах; по их содержанию видно, что их авторами были люди самого различного социального положения, в том числе купцы, ремесленники, даже крестьяне, встречались и фамоты, написанные женщинами.
Сохранилась даже фамота, служившая ребенку школьной тетрадкой.
Есть и другие как прямые, так и косвенные свидетельства относительно широкого распространения фамотности в Древней Руси.
Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаромонгольского нашествия (как известно, в это время погибла большая часть древнерусских рукописей) отразился и на образовании.
Из, в основном, светского, оно стало почти исключительно духовным (монастырским).

[Back]