«печаловаться» перед государем, «чтоб училища учинити»: «Мой совет учить в училище прежде всего азбуке, словам под титлом да псалтырю: когда это изучат, тогда уже можно читать и всякие книги. А то мужики-невежи учат ребят только портят. Сперва он научит его вечерне, и за это приносят мастеру канту да гриппу денег. То же полагается и за заутреню, а за часы плата особая. Сверх того, даются еще поминки, кроме условленного магарыча»1. С одной стороны, стали возникать многочисленные приходские и частные школы, где обучались грамоте и счету дети не только духовенства, но и ремесленников и купцов; с другой была создана и закреплена решениями Стоглавого собора (1551 г.) система православного образования. В XVI XVII вв. центрами просвещения в восточнославянских землях были Украина и Белоруссия. В борьбе против политического и идеологического (в особенности религиозного) наступления Польши украинские и белорусские просветители основывали так называемые «братские школы», тесно связанные с национально-освободительным движением. На базе двух таких школ в 1632 г. была открыта КиевоМогилянская коллегия (с 1701 г. академия); в 1687 г. по ее образцу была создана в Москве Славяно-греко-латинская академия. При создании Славяногреко-латинской академии в ней было 76 учеников (не считая подготовительного класса, или «школы словенского книжного писания»), в том числе священники, дьяконы, монахи, князья, спальники, стольники и «всякого чина москвичи» вплоть до челядинцев (слуг) и сына конюха. С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование. В России XVII столетия широкое распространение получили две формы образования: школы, где обучались люди «всякого чина и звания», дети «слабых, убогих, даже и до последних земледельцев»; и домашнее 21 1Цит. по: Гуркина Н.К. Указ. соч. С. 6. |
20 Именно православные монастыри сыграли в это время (XIII-XV вв.) роль хранителей и распространителей российского образования. Долгие годы татарского ига и последовавших войн лишили государство возможности тратить на просвещение народа достаточные средства. Борьба с европейской культурной экспансией, а так же появившиеся в XV-XVI веках ереси вынудили правительство усилить контроль и за церковными школами. Но тяжелее всего на судьбах русского просвещения отразился церковный раскол середины XVII века. Возникший в ходе поспешного и непродуманного исправления книг и обрядов по греческому образцу, он поссорил с властью едва ли не большую часть образованных людей России, Массовое начальное образование, оставшееся в руках старообрядцев, оказалось как бы вне закона. Пути Московского государства и народного просвещения могли разойтись навсегда. Но как только Петр 1 начал свои преобразования, они снова постепенно сходятся. Дело здесь не только в том, что власти вдруг понадобились офицеры, чиновники или механики. Их можно было найти и за границей. Но просвещения желал сам народ. И не какого-нибудь чужеземного, а своего, государственного, доступного всем сословиям в равной мере. Укрепление Московского государства повлекло за собой и некоторый подъем образования. С одной стороны, стали возникать многочисленные приходские и частные школы, где обучались грамоте и счету дети не только духовенства, но и ремесленников и купцов; с другой была создана и закреплена решениями Стоглавого собора (1551 г,) система православного образования. В XVI-XVII вв. центрами просвещения в восточнославянских землях были Украина и Белоруссия, В борьбе против политического и идеологического (в особенности религиозного) "братские школы", тесно связанные с наступления Польши украинские и белорусские просветители основывали так называемые национально-освободительным 21 движением. На базе двух таких школ в 1632 г. была открыта КиевоМогилянская коллегия (с 1701 г. академия); в 1687 г. по ее образцу была создана в Москве Славяно-греко-латинская академия. На Украине и в Белоруссии возникали типографии (именно туда, в Острог под Львовом, уехал первопечатник Иван Федоров после бегства из Москвы); создавались и издавались учебники. С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских фамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование. В это время произошли и важные изменения в методике начального обучения. Буквослагательный метод обучения грамоте сменился звуковым. Вместо буквенного обозначения цифр (буквами кириллического алфавита) стали использоваться арабские цифры. В буквари вошли связные тексты для чтения, например, псалмы. Появились "азбуковники", т. е. толковые словари для учащихся. Важно подчеркнуть демократический (внесословный) характер образования уже в допетровское время. Так, при создании Славяно-греколатинской академии в ней было 76 учеников (не считая подготовительного класса, или "школы словенского книжного писания"), в том числе священники, дьяконы, монахи, князья, спальники, стольники и "всякого чина москвичи" вплоть до челядинцев (слуг) и сына конюха. Наиболее слабо в допетровское время было поставлено преподавание математики. Только в XVII веке стали появляться учебники с арабскими цифрами. Из четырех правил арифметики на практике использовались только сложение и вычитание, почти не применялись действия с дробями. Более или менее развитой была геометрия, а вернее, практическое землемерие. Астрономия знания тоже были была чисто прикладной областью (составление календарей и др.). В XII веке распространилась астрология. Естествоведческие случайными, основном несистематическими. заимствованная с Развивалась практическая медицина (в |