Проверяемый текст
Круглякова Надежда Ивановна. Управление качеством общего образования школьников (Диссертация 2004)
[стр. 24]

крестьян, однако они обычно ограничивались низшими (младшими) классами1.
В 1755 году аналогичный университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев) был открыт в Москве.
Курс дворянской гимназии включал
русский язык, латынь, арифметику, геометрию, географию, краткую философию и иностранные языки; в гимназии для разночинцев учили главным образом искусствам, музыке, пению, живописи, преподавали и технические науки2.
Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени.
Например, в России XVIII века были хорошо известны
труды Яна Амоса Коменского, Фенелона, «Мысли о воспитании» Локка.
Отсюда
возникла новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать.
За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил из уважения к правам и свободе личности и устранял из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения.

С другой стороны, воспитательная концепция Екатерины требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя.
Впрочем, уже в 80-х гг.
центр внимания был снова перенесен с воспитания на обучение.
За основу были взяты прусская и австрийская системы образования.
Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ малые, средние и главные.

Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли.
Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника.
Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами
24 1 Марголис Ю.Д..
Тишкин Г.А.
Отечеству на пользу, а Россия нам во славу: Из истории университетского образования в Петербурге в XVIII начале XIX в.
Л., 1988.
^ Ж уков В.И.
Университетское образование: история, социология, политика.
М., 2003.
С.
18.
[стр. 24]

24 также учились дети солдат, мастеровых и крестьян, однако они обычно ограничивались низшими (младшими) классами.
В 1755 году аналогичный университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев) был открыт в Москве, Курс дворянской гимназии включал
учили русский главным язык, латынь, образом арифметику, геометрию, пению, геофафию, краткую философию и иностранные языки; в гимназии для разночинцев искусствам, музыке, живописи, преподавали и технические науки.
"В начале отрочества своего, сыне мой, паче всех наук прилежи книжному научению, не только славянскому одному, но и греческому, и латинскому, или хотя польскому", так еще до рождения Ломоносова на заре XVIII века крестьянин Посошков начинает свое "Завещание отеческое".
Возвратимся на семь веков вспять и найдем в "Изборнике" Святослава "Слово некоего старца о чтении книг" тот же завет, ту же бескорыстную тягу к истине.
В конце XVIII века в российском образовании появляются карьеристы.
Следуя примеру соседней Европы, они стремятся использовать как государственную заботу о просвещении, так и народное доверие к нему в политических интересах.
Школы и книги становятся "очагом революционной заразы".
Первый натиск такого типа людей Российская империя успешно отбила.
Но какой ценой? Публицист Радищев сослан.
Книгоиздатель Новиков заточен в крепость.
Проект организации сети народных училищ положен под сукно, "Черни не должно давать образование, поколику будет знать столько же, сколько вы да я, то не станет повиноваться нам в такой мере, как повинуется теперь", пишет своему фавориту просвещенная Екатерина II.
Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени.
Например, в России XVIII века были хорошо известны


[стр.,25]

25 труды Яна Амоса Коменского, Фенелона, "Мысли о воспитании" Локка.
Отсюда,
новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать.
За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил "из уважения к правам и свободе личности" и устранял "из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения"
(П.
Н.
Милюков).
С другой стороны, воспитательная концепция Екатерины требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя.
Впрочем, уже в 80-х гг.
центр внимания был снова перенесен с воспитания на обучение.
За основу были взяты прусская и австрийская системы образования.
Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ малые, средние и главные.

В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки русской грамматики (малая школа).
В средней добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история и краткая география России, а в главной подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры.
Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли.
Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника.
Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами
Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания.
Для системы общеобразовательных школ нужно было подготовить учителей.
Для этой цели в 1783 году в Петербурге было открыто Главное народное училище, от которого через три года отделилась учительская семинария прообраз педагогического института.

[Back]