Проверяемый текст
Шляхов, Андрей Владимирович; Совершенствование воспитательной деятельности военных учреждений культуры части (гарнизона) (Диссертация 2002)
[стр. 147]

147 тельных средств музеев образовательных учреждений профессионального образования всегда наготове рассказ (показ) для любой обстановки памятного события, дня открытых дверей, и других подобных мероприятий.
Рассказ (показ) производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально.
4.
Рассказ (показ) обязательно должен переживаться слушателями (зрителями).
Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше.
Нередко воспитательное значение этического рассказа
(показа) сильно снижается только из-за того, что сразу после него обучающиеся переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и по настроению, например к спортивному соревнованию.
Разъяснение метод эмоционально-словесного воздействия на воспитуемых.
Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или данную личность.
Применение этого метода основывается на знании особенностей
конкретного возраста обучающихся и их гражданских качеств.
Разъяснение применяется: а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения; б) для выработки правильного отношения
и др.
Диспуты это убеждения, вырабатываемые при столкновении и сопоставлении различных точек зрения.
В основе диспута спор, борьба мнений.
Чтобы диспут дал хорошие результаты, к нему нужно готовиться.
К диспуту разрабатывается 5-6 вопросов, требующих самостоятельных суждений.
С этими вопросами участников диспута заранее знакомят.

Выступления должны быть живыми, свободными, краткими
с использованием тематики выставок и экспозиций.
Тексты записывать не надо, иначе диспут будет скучным, формальным.
Цель диспута не вывод, а процесс.
Но нельзя допускать, чтобы диспут превращался в спор ради спора.

Пример воспитательный метод.
Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без тру
[стр. 227]

рассказа (кинофильма) на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей.
Наконец, еще одна важная функция рассказа (кинофильма) — служить способом использования положительного примера в воспитании.
К условиям эффективности этического рассказа (кинофильма) относятся следующие.
1.
Рассказ (кинофильм) должен соответствовать социальному опыту военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.
Для детей он краток, эмоционален, доступен, соответствует их переживаниям.
Рассказ для солдат и сержантов более сложный: им гораздо ближе поступки, которые волнуют своим высоким смыслом, для остальных категорий соответственно их жизненному опыту.
2.
Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев.
Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.
Кинофильм, наоборот нуждается в беседах, обсуждениях.
3.
Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа (кинофильма).
Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа (кинофильма).
В арсенале воспитательных средств военных учреждений культуры всегда наготове рассказ (кинофильм) для любой обстановки — полевого учения, боевой операции, отдыха, досуга выходного дня и т.д.
Рассказ (кинофильм) производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально.
Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех, а кинофильм оторванный от жизни не затронет чувства военнослужащего.
5.
Рассказ (кинофильм) обязательно должен переживаться слушателями (зрителями).
Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше.
Нередко воспитательное значение этического рассказа
228

[стр.,228]

(кинофильма) сильно снижается только из-за того, что сразу после него военнослужащие переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и по настроению, например к спортивному соревнованию.
Разъяснение — метод эмоционально-словесного воздействия на воспитуемых.
Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или данную личность.
Применение этого метода основывается на знании особенностей
конкретной категории (военнослужащих, членов семей, гражданский персонал) и их личностных качеств.
Для солдат и сержантов применяются простые приемы и средства разъяснения: ‘‘Поступать нужно так”, “Все так делают” и т.п.
При работе с офицерами, членами семей, гражданским персоналом необходимы глубокая мотивация, разъяснение общественного смысла моральных понятий.
Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства.
Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в службе, в бою, в обществе.
Разъяснение применяется: а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения; б) для выработки правильного отношения
воспитанников к определенному поступку, который уже совершен (например, грубый дисциплинарный проступок).
В практике военных учреждений культуры разъяснение опирается на внушение.
Для последнего характерно некритическое восприятие военнослужащими педагогического воздействия.
Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности.
Молодые люди особенно внушаемы, а их в гарнизоне до 80 %.
Работники военных учреждений культуры, опираясь на эту специфику 229

[стр.,229]

психики, использует внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки.
Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.
В практике воспитания прибегают и к другим методам которые являются эффективными.
Подытоживая, укажем на одно общее предостережение для методов данной группы — при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, увещевание, внушение могут принимать форму нотации.
Она никогда не достигает цели, скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание поступить вопреки.
Нотация не становится формой убеждения.
Диспуты — это живые горячие споры на разные темы, волнующие военнослужащих.
Диспуты проводят на политические, экономические, культурные, эстетические, правовые темы.
Диспуты интересны тем, что убеждения вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения.
В основе диспута — спор, борьба мнений.
Чтобы диспут дал хорошие результаты, к нему нужно готовиться.
К диспуту разрабатывается 5 — 6 вопросов, требующих самостоятельных суждений.
С этими вопросами участников диспута заранее знакомят.

Иногда воспитатель может назначить участников спора.
Выступления должны быть живыми, свободными, краткими.

Тексты записывать не надо, иначе диспут будет скучным, формальным.
Цель диспута — не вывод, а процесс.
Но нельзя допускать, чтобы диспут превращался в спор ради спора.

Педагог помогает военнослужащим дисциплинировать мысль, придерживаться логики доказательств, аргументировать свою позицию.
Диспут — сложный метод и требует высокого уровня профессиональной подготовки воспитателя.
Чтобы научить других, воспитатель сам должен пройти хорошую школу умело организованных диспутов.
С максимальной деликатностью и уважением надо относиться к высказываниям выступающих.
Это не означает, что руководитель должен 230

[Back]