ПОТРЕБНОСТЬ ВСАМОАКТУАЛИЗАЦИИ: реализация своих\ N. целей, способностейд развитие собственной \ личности \ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ, гармония, порядок, красота ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ знать, уметь, понимать, исследовать ПОТРЕБНОСТЬ а УВАЖЕНИИ (ПОЧИТАНИИ) компетентность, достижение успеха, одобрение, признание ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ИЛЮБВИ принадлежность к общности, быть принятым, любить и быть любимым ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ. чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач тттшшш ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (ОРГАНИЧЕСКИЕ) ПОТРЕБНОСТИ: голод, жажда, пологое влечение идругие Рисунок 2 Пирамида потребностей А.Маслоу А. Маслоу указал на то, что человека следует рассматривать не только* как человека экономического, но и как человека социального. Некоторые экономические школы рассматривали человека как существо сугубо экономическое в отрыве от его социальной жизни и культурной среды. Результат конфликта традиционных подходов к изучению человека экономического и человека социального —множество несогласованных друг с другом мнений и теорий. С точки зрения социологии конфликта и социальное взаимодействие, и, следовательно, интересы людей нельзя сводить только лишь к экономическим отношениям. Интересы пронизывают все сферы жизнедеятельности и все жизненные отправления человека, раскрывая свою социальную природу и 29 |
целей, способностей,^ развитее собственной гармония, порядок, красота поттяшт потребности знать, уметь, понимать, исследовать f '1CTPEbvlCCTb а УйАЛСу1ИЙ;ПСЧ4’АНИЙ \ компетентность, достижение успеха, одобрение, признание и неудач голод, жажда, половое влечение идругие необходимость в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви); потребности в уважении (признании со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения); потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей ч е л о в ^ к > ^ ^ г "#/Т ‘ ' ••V.* " " /*■; • ; * . ‘%. Перечисленные формы человеческих нужд впервые ясно были \" ■*"’ • У " 1• \ ' • ' 4Усформулированы и упорядочены А. Маслоу в его, так называемой пирамиде потребностей (Рисунок 4). .„■ Рисунок 4. Пирамида потребностей ^ А. Маслоу указал на то, что человека следует рассматривать не только как человека экономического, но и как человека социального. Некоторые экономические школы -рассматривали человека как существо экономическое в отрыве от его социальной жизни и культурной среды. Результат конфликта традиционных подходов к изучению человека экономического и человека социального множество несогласованных друг с другом мнений и теорий. С точки зрения социологии конфликта и социальное взаимодействие;, и, следовательно, интересы людей нельзя сводить только лишь к экономическим отношениям. Интересы пронизывают все сферы жизнедеятельности и все жизненные отправления человека, раскрывая свою социальную природу и постоянно демонстрируя, что любой жизненный акт, так или иначе, затрагивает отношения с другими людьми, с обществом, с социальными группами. В духовной жизни интересы получают свое завершение, оформление через формирование определенных стереотипов культуры, через признание нормальными определенных форм жизнедеятельности людей. В современном обществе процесс реализации интереса невозможен без использования многообразных социальных институтов и, в первую очередь, института собственности. В связи с этим разработка возможных направлений по корректировке экономических реформ в России должна основываться на системном рассмотрении экономики, ее связи с социальными процессами и на четком определении места и роли социальных институциональных факторов п процессов их реформирования. Важную роль здесь должен играть учет этической составляющей, особенно если речь идет о социальноэкономических элементах и их взаимодействии. Этически-ориентироваыная традиция в экономике восходит к Аристотелю. Ее концептуальная специфика обусловливается, во-первых, проблемой человеческой мотивации, связанной с общим этическим вопросом «Как следует жить?». Во-вторых, она определяется оценкой социальных достижений и выяснением: «что есть благо для индивида и как оно соотносится с проблемой эффективности?». Для описания эффективности в 62 |