Проверяемый текст
Котлярова, Светлана Владимировна; Динамика показателей ценностно-смысловой сферы и самоотношения в процессе комплексной психологической реабилитации лиц, страдающих зависимостью от психоактивных веществ (Диссертация 2005)
[стр. 32]

устойчивое убеждение, что определенный способ поведения или существования есть индивидуально или социально предпочтительней перед, или наряду с иным способом поведения или существования в аналогичной ситуации.
Система ценностей есть устойчивая совокупность убеждений.
Выделяя три типа убеждений: экзистенциальные, оценочные и прогностические, Рокич относит ценности к последнему, третьему типу, позволяющему ориентироваться в желательности нежелательности способа поведения (операциональные, инструментальные ценности) и существования (смысловые, терминальные ценности).
По мнению Рокича, ценности характеризуются следующими признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; 3) ценности организованы в системы; 4) истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.
Исследователи терминальных ценностей разбивают их на два
больших класса в зависимости от того, направлены ли они на социум (интерперсональные) или на индивида (интраперсональные).
Соотношение этих ценностей у
каждого человека индивидуально и очень вариативно.
У одних преобладают интерперсональные ценности, у других наоборот.
Заслуживает внимания классификация ценностей (ценностностей в транскрипции автора), приводимая Непомнящей Н.И.

[148].
Рассмотрим её.
1).
Ценностность реально-привычного функционирования.
[стр. 17]

внутри, мы соприкасаемся со своей внутренней самостью.
Самоактуализация это способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение.
Одной из наиболее разработанных и известных концепций ценностных ориентаций является теория Рокича М.
Согласно ей, ценность есть устойчивое убеждение, что определенный способ поведения или существования есть индивидуально или социально предпочтительней перед, или наряду с иным способом поведения или существования в аналогичной ситуации.
Система ценностей есть устойчивая совокупность убеждений.
Выделяя три типа убеждений: экзистенциальные, оценочные и прогностические, Рокич относит ценности к последнему, третьему типу, позволяющему ориентироваться в желательности —нежелательности способа поведения (операциональные, инструментальные ценности) и существования (смысловые, терминальные ценности).
По мнению Рокича, ценности характеризуются следующими признаками: 1.
общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2.
все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; 3.
ценности организованы в системы; 4.
истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; 5.
влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.
Исследователи терминальных ценностей разбивают их на два
большие класса в зависимости от того, направлены ли они на социум (интерперсональные) или на индивида (интраперсональные).
Соотношение этих ценностей у


[стр.,18]

18 каждого человека индивидуально и очень вариативно.
У одних преобладают интерперсональные ценности, у других наоборот.
Заслуживает внимания классификация ценностей (ценностностей в транскрипции автора), приводимая Непомнящей Н.И.

[127].
Рассмотрим ее.
1.
Ценностность реально-привычного функционирования.

Непомнящая Н.И.
подчёркивает, что у большого числа людей наблюдается такой тип ценностности, при котором не выделена та или иная сфера действительности как наиболее значимая.
Здесь речь идёт о функционировании, а не деятельности, так как деятельность в своей специфической структуре здесь не выделена и полностью не сформирована.
Человек с данным типом ценностное™ стремится к воспроизведению реальных ситуаций своей жизни (привычных действий, отношений и т.
д.), которые еще не выделены из этой целостной привычной конкретной ситуации.
Для таких людей характерно низкое осознание своего «Я».
2.
Ценностность деятельности.
При данном типе ценностности из нерасчлененной синкретической ситуации выделены как наиболее значимые области деятельности, в отношении к которой человек осознает и утверждает себя, свое «Я».
Ценностность деятельности имеет два уровня.
Первый, более низкий, характеризуется значимостью выполнения действий, операций при отсутствии направленности на получение продукта.
Важно не сделать, а делать, т.
е.
сам процесс «делания».
Поэтому речь идёт в данном случае о ценностности «делания».
Второй уровень предполагает более высокую степень развитости структуры деятельности, направленность на получение результата, продукта.
3.
Ценностность личностных отношений.
Для людей с данным типом ценностности особо значима сфера личностных отношений, чаще отношение к себе.
Положительная оценка сверхзначима и является одним из основных мотивов.
Люди стремятся утвердить себя, получить одобрение, не опира

[Back]