Кратко обозначим основные понятия, которыми обычно оперируют в рассуждениях о психической деятельности. Исходным является понятие «потребность». Потребность трактуется как требование, нужда, ожидание, стремление к какому-либо недостающему, желаемому предмету, содержание которого может быть самым разным от необходимости размять энергичным движением затекшее от долгого сидения тело до стремления к познанию и истине [86, с. 22]. От содержательных показателей мы можем отвлекаться, однако лишь в формально-логическом плане, в плане же конкретнопсихологическом они составляют ключевую характеристику потребности, наполняя ее энергетическую емкость и потенциал определенностью и осмысленной направленностью. Не зная, не представляя себе предмета потребности, рассматривая ее как «потребность вообще», мы почти ничего не можем сказать и о собственно психологической характеристике самой потребности, о тех конкретных актах, которые будут предприняты для ее удовлетворения. Эта направляющая, побуждающая к активности функция предмета особо выделена в общепсихологической теории Леонтьева А. Н., где ей придана роль двигателя, мотива всей деятельности в целом [121, с. 130]. Предмет потребности, как правило, не может быть достигнут сразу, он дан в сложной, часто препятствующей достижению жизненной среде с присущими ей жесткими условиями и преградами, так что обычно требуется не одно, а целая цепь, система взаимосвязанных действий, направляемых на некоторые промежуточные, опосредующие цели, объединенные задачей этого достижения. В свою очередь каждая цель может быть выполнена разными способами, разными конкретными операциями. Все вместе эти цели, действия, способы, операции и образуют наличный, или, как говорят, операционально-технический состав деятельности [121, с. 194]. Важнейшей образующей сознания является «значение» [136, 160, 171]. Леонтьев А.Н. описывал значение как идеальную, духовную форму кристаллизации общественного опыта, общественной практики человечества. |
ловека к «мотиву предмету» [108, с. 217-219]. Именно выделение в мотиве полюса пристрастности положено Леонтьевым А.Н. в процессы смыслообразования. Кратко обозначим основные понятия, которыми обычно оперируют в рассуждениях о психической деятельности. Исходным является понятие «потребность». Потребность трактуется как требование, нужда, ожидание, стремление к какому-либо недостающему, желаемому предмету, содержание которого может быть самым разным от необходимости размять энергичным движением затекшее от долгого сидения тело до стремления к познанию и истине [83, с. 22]. От содержательных показателей мы можем отвлекаться, однако лишь в формально-логическом плане, в плане же конкретнопсихологическом они составляют ключевую характеристику потребности, наполняя ее энергетическую емкость и потенциал определенностью и осмысленной направленностью. Не зная, не представляя себе предмета потребности, рассматривая ее как «потребность вообще», мы почти ничего не можем сказать и о собственно психологической характеристике самой потребности, о тех конкретных актах, которые будут предприняты для ее удовлетворения. Эта направляющая, побуждающая к активности функция предмета особо выделена в общепсихологической теории Леонтьева А. Н., где ей придана роль двигателя, мотива всей деятельности в целом [108, с. 130]. Предмет потребности, как правило, не может быть достигнут сразу, он дан в сложной, часто препятствующей достижению жизненной среде с присущими ей жесткими условиями и преградами, так что обычно требуется не одно, а целая цепь, система взаимосвязанных действий, направляемых на некоторые промежуточные, опосредующие цели, объединенные задачей этого достижения. В свою очередь каждая цель может быть выполнена разными способами, разными конкретными операциями. Все вместе эти цели, действия, способы, операции и образуют наличный, или, как говорят, операционально-технический, состав деятельности [108, с. 194]. 22 Важнейшей образующей сознания является значение [118, 138, 148, 193]. Леонтьев А.Н. описывал значение как идеальную, духовную форму кристаллизации общественного опыта, общественной практики человечества. «Человек в ходе своей жизни усваивает опыт предшествующих поколений людей; это происходит именно в форме овладения им значениями... Итак, психологически значение это ставшее достоянием моего сознания (в большей или меньшей своей полноте и многосторонности) обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже в форме умения как обобщенного «образа действия», нормы поведения и т. п.» [108, с. 287-289]. Важность значения как идеальной формы общественного опыта для психического развития очевидна. Человек видит явления прежде всего через призму усвоенных категорий, он как бы накладывает сетку значений, понятий и определений (Выготский Л.С. сравнивал это с параллелями горизонтальными связями и меридианами связями вертикальными, иерархическими) на окружающий мир, познает и выражает, передает плоды своего познания не иначе как через систему значений [51, 79, 190]. Процесс образования смыслов это, во-первых, процесс многогранных соотнесений меньшего к большему, отдельных ситуаций, актов поведения к более широким (собственно смыслообразующим) контекстам жизни, вовторых, осознание это всегда процесс определенного внутреннего соотнесения [15, 22, 36, 68, 75, 134]. Смысл ярко доминирует во внутриуровневом и межуровневом взаимодействии подсистем интегральной индивидуальности, объединяя все уровни в целостную систему и придавая ей характер «ядерных» механизмов личности [1]. Согласно Леонтьеву Д. А., можно выделить три плоскости, в каждой из которых психологический анализ обнаруживает существование смыслов [111]. |