Проверяемый текст
Котлярова, Светлана Владимировна; Динамика показателей ценностно-смысловой сферы и самоотношения в процессе комплексной психологической реабилитации лиц, страдающих зависимостью от психоактивных веществ (Диссертация 2005)
[стр. 37]

«Человек в ходе своей жизни усваивает опыт предшествующих поколений людей; это происходит именно в форме овладения им значениями...
Итак, психологически значение это ставшее достоянием моего сознания (в большей или меньшей своей полноте и многосторонности) обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже в форме умения как обобщенного «образа действия», нормы поведения и т.
п.»
[121, с.
287-289].
Важность значения как идеальной формы общественного опыта для психического развития очевидна.
Человек видит явления, прежде всего, через призму усвоенных категорий, он как бы накладывает сетку значений, понятий и определений (Выготский Л.С.
сравнивал это с параллелями горизонтальными связями и меридианами связями вертикальными, иерархическими) на окружающий мир, познает и выражает, передает плоды своего познания не иначе как через систему значений
[53, 81,212].
Процесс образования смыслов это, во-первых, процесс многогранных соотнесений меньшего к большему, отдельных ситуаций, актов поведения к более широким (собственно смыслообразующим) контекстам жизни, вовторых, осознание это всегда процесс определенного внутреннего соотнесения
[18, 24, 38, 73, 79, 157].
Смысл ярко доминирует во внутриуровневом и межуровневом взаимодействии подсистем интегральной индивидуальности, объединяя все уровни в целостную систему и придавая ей характер «ядерных» механизмов личности
[2].
Согласно Леонтьеву Д.
А., можно выделить три плоскости, в каждой из которых психологический анализ обнаруживает существование смыслов
[124].
Первая это плоскость объективных отношений между субъектом и миром.
Здесь расположены объекты, явления и события действительности, входящие в жизненный мир субъекта и обладающие для него жизненным смыслом, так как они объективно сказываются на ее протекании.
[стр. 22]

22 Важнейшей образующей сознания является значение [118, 138, 148, 193].
Леонтьев А.Н.
описывал значение как идеальную, духовную форму кристаллизации общественного опыта, общественной практики человечества.
«Человек в ходе своей жизни усваивает опыт предшествующих поколений людей; это происходит именно в форме овладения им значениями...
Итак, психологически значение это ставшее достоянием моего сознания (в большей или меньшей своей полноте и многосторонности) обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже в форме умения как обобщенного «образа действия», нормы поведения и т.
п.»
[108, с.
287-289].
Важность значения как идеальной формы общественного опыта для психического развития очевидна.
Человек видит явления прежде всего через призму усвоенных категорий, он как бы накладывает сетку значений, понятий и определений (Выготский Л.С.
сравнивал это с параллелями горизонтальными связями и меридианами связями вертикальными, иерархическими) на окружающий мир, познает и выражает, передает плоды своего познания не иначе как через систему значений
[51, 79, 190].
Процесс образования смыслов это, во-первых, процесс многогранных соотнесений меньшего к большему, отдельных ситуаций, актов поведения к более широким (собственно смыслообразующим) контекстам жизни, вовторых, осознание это всегда процесс определенного внутреннего соотнесения
[15, 22, 36, 68, 75, 134].
Смысл ярко доминирует во внутриуровневом и межуровневом взаимодействии подсистем интегральной индивидуальности, объединяя все уровни в целостную систему и придавая ей характер «ядерных» механизмов личности
[1].
Согласно Леонтьеву Д.
А., можно выделить три плоскости, в каждой из которых психологический анализ обнаруживает существование смыслов
[111].


[стр.,23]

23 Первая это плоскость объективных отношений между субъектом и миром.
Здесь расположены объекты, явления и события действительности, входящие в жизненный мир субъекта и обладающие для него жизненным смыслом, так как они объективно сказываются на ее протекании.

Вторая плоскость это образ мира в сознании субъекта.
Личностный смысл является составляющей образа мира и формой познания субъектом его жизненных смыслов.
Третья плоскость это психологический субстрат смысла неосознаваемые механизмы внутренней регуляции жизнедеятельности.
Принимая во внимание все три плоскости существования смысла, автор определяет его как «отношение между субъектом и объектом или явлением действительности, которое определяется местом объекта (явления) в жизни субъекта, выделяет этот объект (явление) в образе мира и воплощается в личностных структурах, регулирующих поведение субъекта по отношению к данному объекту (явлению)» [111, с.
39].
Итак, согласно Леонтьеву Д.А., личность как психологическое образование, как регуляторная система конституируется функциями выделения субъектом себя из окружающего мира, выделения презентации и структурирования им своих отношений с миром и подчинения своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений, в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам.
Эти функции осуществляются с помощью главной конституирующей подструктуры личности ее смысловой сферы.
В основе личности лежит целостная система смысловой регуляции жизнедеятельности, управляющая через отдельные смысловые структуры и их системы логикой жизненной необходимости во всех проявлениях человека как субъекта жизнедеятельности [139, 140].
Принимая за основу подходы Асмолова А.Г.
и Братуся Б.С., Леонтьев Д.А.
выделяет три уровня структурной организации личности:

[Back]