Проверяемый текст
Котлярова, Светлана Владимировна; Динамика показателей ценностно-смысловой сферы и самоотношения в процессе комплексной психологической реабилитации лиц, страдающих зависимостью от психоактивных веществ (Диссертация 2005)
[стр. 44]

Франкл считает, что «важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент» [202, с.
123] Согласно Франклу, смысл жизни можно обнаружить тремя путями: 1.
совершая дело (подвиг); 2.
переживая ценности; 3.
путем страдания.
Исходя из этого, им выделяются три группы ценностей смысловых универсалий, кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории
[203].
Первую группу составляют ценности творчества наиболее естественные и важные, но не необходимые.
Основным путем их реализации является труд.
Смысл труда заключается в том, что человек привносит в свою работу как личность.
Вторая группа это ценности переживания.
По Франклу богатым ценностным потенциалом обладает любовь.
Однако любовь не есть необходимое условие для осмысленности жизни.
Наиболее значимыми, по мнению Франкла, являются ценности отношения, «Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным»
[203, с.
174].
Эта группа ценностей заключается в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь.
Ценности отношения делятся на три категории: осмысленное отношение к боли, вине и смерти.
В отличие от экзистенциализма, Франкл рассматривает эти категории с оптимистической позиции: «...
нет трагических и негативных аспектов,
которые не могли бы посредством занимаемой по отношению к ним позиции быть превращены в позитивные достижения» [203, с.302].
Поиск смысла особый, даже парадоксальный вид поиска.
Здесь процесс поиска совпадает с процессом реализации искомого, так как поиск
[стр. 29]

29 систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности.
Центральным звеном этой системы выступает понятие «смысл жизни».
Франкл считает, что «важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент»
[174, с.123].
Согласно Франклу, смысл жизни можно обнаружить тремя путями: 1.
совершая дело (подвиг); 2.
переживая ценности; 3.
путем страдания.
Исходя из этого, им выделяются три группы ценностей смысловых универсалий, кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории
[175].
Первую группу составляют ценности творчества наиболее естественные и важные, но не необходимые.
Основным путем их реализации является труд.
Смысл труда заключается в том, что человек привносит в свою работу как личность.
Вторая группа это ценности переживания.
По Франклу, богатым ценностным потенциалом обладает любовь.
Однако любовь не есть необходимое условие для осмысленности жизни.
Наиболее значимыми, по мнению Франкла, являются ценности отношения.
«Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным»
[175, сЛ74].
Эта группа ценностей заключается в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь.
Ценности отношения делятся на три категории: осмысленное отношение к боли, вине и смерти.
В отличие от экзистенциализма, Франкл рассматривает эти категории с оптимистической позиции: «...
нет трагических и негативных ас


[стр.,30]

30 пектов, которые не могли бы посредством занимаемой по отношению к ним позиции быть превращены в позитивные достижения» [175, с.302].
Поиск смысла особый, даже парадоксальный вид поиска.
Здесь процесс поиска совпадает с процессом реализации искомого, так как поиск
смысла и возможен лишь как процесс его реализации.
Таким образом, человек единственный творец смысла собственной жизни.
Реализация личностью своих смысложизненных установок в итоге приводит к удовлетворенности жизнью, которая проявляется в ощущениях жизнерадостности, удовлетворенности, подъема, активности.
Удовлетворение жизнью это чувство, выражающее наше отношение к жизни, чувство, которое человек испытывает, осознавая результаты своей деятельности.
Оно носит ценностный характер, выступая формой оценки жизни человека.
Смысловые структуры являются превращенными формами жизненных отношений субъекта.
Жизненные смыслы, и стоящие за ними системы действительных жизненных отношений субъекта, даны его сознанию и включены в его деятельность в превращенной форме смысловых структур [56,57, 59].
В совокупности эти смысловые структуры образуют систему смысловой регуляции жизнедеятельности личности.
Следует заметить, что развитие и усложнение смысловой регуляции расширяет возможности человека произвольно строить свои отношения с миром.
В данном параграфе были описаны основные теории и концепции, которые раскрывают понятия «ценности», «ценностные ориентации», «смысловая сфера личности».
Поскольку основной теорией, на которую мы опирались в настоящем исследовании, стала концепция смысловых образований Леонтьева Д.А., то соответственно особое внимание в данном разделе было уделено раскрытию основных постулатов этой теории.

[Back]