Ананьев Б.Г., определяя личность как общественного индивида, конкретизирует это через социальные ситуации ее развития, статус, образ жизни, социально-психологические условия [10]. Тем не менее, в обозначенных научных подходах категория отношения для раскрытия понятия «личность» фактически содержательно не определяется. Понимание отношений человека как целостной и сложной структуры связей личности с объективной действительностью развито в научных работах Мясищева В.Н.. Именно концепция отношений Мясищева В.Н. стала ведущей в отечественной психологии. В основе ее лежит учение Лазурского А.Ф., который обосновал представление об экзопсихике как отношении человека к своей среде [119, 120]. Мясищев В.Н. определяет личность как высшее интегральное понятие, характеризующееся, прежде всего, системой отношений человека к окружающей действительности. Но систему отношений Мясищев В.Н. рассматривает как ядро личности, а не как всю личность в целом, отмечая, что «психическая жизнь человека представляет целое, в котором научный анализ выделяет отдельные стороны: психические процессы, отношения, состояния и свойства личности» [143, с. 17]. Мясищев В.Н. рассматривает проблему развития личности как процесс образования усложняющихся, обогащающихся, углубляющихся связей с действительностью: «Исследование личности в ее развитии представляет историческое изучение личности в динамике ее содержательных отношений» [143, с. 347]. Отношения, по Мясищеву В.Н., это «целостная система сознательных, избирательных, основанных на опыте, психологических связей человека с различными сторонами объективной действительности, выражающаяся в его действиях, реакциях и переживаниях» [143, с. 48]. При этом отмечается, что отношения человека это потенциал психической реакции личности, так как «истинные отношения» проявляются в полной мере тогда, когда человек действует в субъективно очень значимых для него ситуациях. |
33 и изменяют его [151]. Таким образом, Рубинштейн С.Л. в качестве причины рассматривал общественные отношения, ведущие к необходимой деятельности и через личность к ее целеполаганию. Ананьев Б.Г., определяя личность как общественного индивида, конкретизирует это через социальные ситуации ее развития, статус, образ жизни, социально-психологические условия [7]. Тем не менее, в обозначенных научных подходах категория отношения для раскрытия понятия «личность» фактически содержательно не определяется. Понимание отношений человека как целостной и сложной структуры связей личности с объективной действительностью развито в научных работах Мясищсва В.Н.. Именно концепция отношений Мясищсва В.Н. стала ведущей в отечественной психологии. В основе ее лежит учение Лазурского А.Ф., который обосновал представление об экзопсихике как отношении человека к своей среде [105, 106]. Мясищев В.Н. определяет личность как высшее интегральное понятие, характеризующееся, прежде всего, системой отношений человека к окружающей действительности. Но систему отношений Мясищев В.И. рассматривает как ядро личности, а не как всю личность в целом, отмечая, что «психическая жизнь человека представляет целое, в котором научный анализ выделяет отдельные стороны: психические процессы, отношения, состояния и свойства личности» [123, с. 17]. Мясищев В.Н. рассматривает проблему развития личности как процесс образования усложняющихся, обогащающихся, углубляющихся связей с действительностью: «Исследование личности в ее развитии представляет историческое изучение личности в динамике ее содержательных отношений» [123, с. 347]. Отношения, по Мясищеву В.Н., это «целостная система сознательных, избирательных, основанных на опыте, психологических связей человека с различными сторонами объективной действительности, выражающаяся в его 34 действиях, реакциях и переживаниях» [123, с. 48]. При этом отмечается, что отношения человека это потенциал психической реакции личности, так как «истинные отношения» проявляются в полной мере тогда, когда человек действует в субъективно очень значимых для него ситуациях. Мясищев В.Н. выделяет различные виды отношений, которые он называет «сторонами единого предметного отношения» [123, с. 18]. К ним относятся: потребность, интерес, эмоциональное и оценочное отношения. Потребность определяется как конативная тенденция овладения, в которой наиболее активно проявляются импульсы человека к преобразующей деятельности. Понятие потребности входит в категорию «отношения» потому, что его конституирующими компонентами являются: а) субъект, испытывающий потребность; б) объект потребности; в) своеобразная связь между субъектом и объектом, имеющая определенную функциональную нейродинамическую структуру, проявляющуюся в переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им. Интерес или познавательное отношение, определяется как активно положительное отношение к познаваемому объекту с целью интеллектуального овладения им. Эмоциональное отношение имеет описательную характеристику у Мясищева В.Н,: «у человека оно проявляется в привязанности, любви, симпатии и их противоположностях неприязни, вражде, антипатии» [123, с. 19]. Моральное формирование личности, по мнению Мясищева В.Н., основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой. «Этот внутренний процесс приводит к образованию оценочных отношений, формирующихся в связи с этическими, эстетическими, юридическими и другими критериями поступков и переживаний человека» [29, 123, с. 22]. Убеждения Мясищев В.Н. выделяет как отдельный компонент, поскольку они являются не только представлением о том, какова фактически сущест |