Проверяемый текст
Кардашова, Ирина Борисовна; МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (Диссертация 2006)
[стр. 151]

интересующие их сферы жизни общества1; общественная опасность совершаемых преступлений, их экономические2, политические и иные социальные последствия; избирательность объектов воздействия и др.
В контексте нашего исследования к числу основных законодательных актов, касающихся борьбы с организованной преступностью,
относятся: Концепция национальной безопасности России (2000), указывающая на необходимость борьбы с организованной преступностью; Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (1992), в котором уточнены и дополнены основания проведения оперативнорозыскных мероприятий, позволяющих повысить эффективность работы по пресечению организованной преступной деятельности и реализовать задачу профилактики правонарушений; Уголовный Кодекс РФ (1997), в котором даны понятия организованной группы, преступного сообщества (преступной организации) (ст.35), уголовной ответственности за организацию преступного сообщества (преступной организации) (ст.210), за легализацию (отмывание) денежных средств или имущества (ст.174 и ст.174.1), дифференцирована уголовная ответственность за бандитизм (ст.209); Уголовно-процессуальный кодекс РФ (2001); Федеральный закон «О государственной защите судей, работников правоохранительных и контролирующих органов» (1995), который определил перечень лиц, подлежащих государственной защите (судьи, должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, сотрудники федеральных органов государственной охраны, выполняющие обязанности, сопряженные с возможным в этой связи посягательством на их безопасность или безопасность членов их семей); Закон «О’ противодействии легализации (отмыванию)' доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (2001) и др.
//Организованная преступность в России: теория н реальность: Труды СПб ФИС РАН С П б , 1996.
№ 4.
С .1-15.

1См.: Преступность как угроза национальной безопасности.
Ульяновск, 1998.
С.
212.

2 См.: Лунев В.В.
Преступность XX века.
М ировой криминологический анализ,М ., 1997.
С.225; Коротков А П.
Преступления в сфере экономической деятельности как угроза экономической безопасности России.
М ., 2000
и др.
151
[стр. 301]

венную внутреннюю иерархию, систему управления, распределения функций и координации преступной деятельности1 .
Следовательно, основными признаками организованной преступности являются: специфическая форма планирования и осуществления противоправных акций, наличие особых преступных структур2 , способных проникать во все интересующие их сферы жизни общества3; общественная опасность совершаемых преступлений, их экономических4, политических ииныхсоциальных последствий, избирательностьобъектов воздействияидр.
Борьба с организованной преступностью может быть эффективной только в случае осуществления ее на прочной законодательной основе, соответствующей «реальным характеристикам, целям и задачам современной уголовной политики»5.
К сожалению, в России органами законодательной и исполнительной власти сделано мало для ведения эффективной борьбы с организованной преступностью6.
Многие нормативные акты либо не приняты, либо находятся в виде проектов федеральных законов («О борьбе с коррупцией»; «О борьбе с организованной преступностью» и др.).
В контексте нашего исследования к числу основных законодательных актов, касающихся борьбы с организованной преступностью,
представим следующие: 1.
Концепция национальной безопасности России (2000), указывающая на необходимость борьбы с организованной преступностью.

1См.: Годунов И.В.
Российская организованная преступность и ее транснациональная сущность: Международные и криминологические аспекты,М.: Юрист, 2001.
См.: Крыштановская О.В.
Нелегальные структуры в России//СОЦИС.
1995.
№8.0.103; Лунев В.В.
Указ.
соч.
С.96-109; Айдинян Р., Гилинский Я.
Функциональная теория организации и организованная преступность //Организованная преступность в России; теория и реальность: Труды СПб ФИС РАН.СПб., 1996.
№ 4.
С.1-15;
Там же: Забрянский Г.
Организованная преступность: механизм формирования, функции, и судьба.
С.42-48;Там же: ЦыплаковаО.
Организованная преступность в России: факторы развития и меры социальногоконтроля.
С.56-63.
3См.: Преступность как угроза национальной безопасности.
Ульяновск, 1998.
С.
212.

4См.: Лунев В.В.
Преступность XX века.
Мировой криминологический анализ.М., 1997.
С.225; Коротков А.П.
Преступления в сфере экономической деятельности как угроза экономической безопасности России.
М., 2000;
Белов О.С., Мотин В.В., Пашин В.М.
Органы внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности: организационные и правовые вопросы: Монография,Домодедово, 2005; Ястребов В.Б., Викторов И.С.
Законность в сфере экономики// Законность в Российской Федерации/ Под ред.
Ю.А.Тихомнрова, А.Я,Сухарева, И.Ф.Демидова,М., i998.
С.48 и др.
s См.: Босхолов С.С.
Проблемы законодательного обеспечения борьбы с организованной преступностью// Совершенствование борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом: Материалы Всероссийской межведомственной научно-практической конференции(16-17 декабря 1997).
Вып.!.М.: МИ МВД РФ, 1998.С.28.
6См.: Мохов Е.А.
Указ.
работа.
С.104-151; Долгова А.И.
Преступность и борьба с ней: законотворчество и теоретические устои// Уголовное право, 2001.
№4.С.89.


[стр.,302]

2.
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (1992)
(далее ОРД), в котором в соответствии с задачами ОРД, направленными на обеспечение внутренней безопасности1 , уточнены и дополнены основания проведения оперативно-розыскных мероприятий, позволяющих повысить эффективность работы по пресечению организованной преступной деятельности и реализовать задачу профилактики правонарушений.
К сожалению, в нем не раскрыт механизм обеспечения безопасности посредством использования сил, средств, методов и форм ОРД, но из его содержания следует, что субъекты ОРД решают задачу обеспечения безопасности в рамках закрепленной за ними компетенции.
Законом определено осуществление ОРД при наличииданных об угрозе безопасности России.
3.
Уголовный Кодекс РФ (1997) (УК), в котором даны понятия организованной группы, преступного сообщества (преступной организации) (ст.
35); уголовной ответственности за организацию преступного сообщества (преступной организации) (ст.210); за легализацию (отмывание) денежных средств или имущества (ст.174 и ст.174.1); дифференцирована уголовная ответственность за бандитизм (ст.209).
Однако понятия «преступная организация» и «преступное сообщество» (ст.35, ст.210) представлены как синонимы, приводящие к затруднениям при квалификации деяний.
Открытым остается вопрос о целесообразности исключения из УК конфискации имущества как вида наказания, в том числе за наркопреступления2.
4.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ (2001) (УПК), в котором, однако, не установлен особый порядок при производстве расследования по уголовным делам в отношении преступных сообществ (преступных организаций).
5.
Федеральный закон «О государственной защите судей, работников правоохранительных и контролирующих органов» (1995), который определил
пере302 1См.: Васильев Н.Н.
Внутренняя безопасность: становление и развитие российской национальной полиции и совершенствование системы подготовки кадров// Актуальные проблемы совершенствования организационных и правовых основ деятельности органов внутренних дел.
М.: Академия МВД России, 1999.
C.23-3I.
2Курченко В.Н.
Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Автореф.
дисс...д-ра юрид.наук.
Екатеринбург, 2004.
С.8; Сухарев А.Я.
О роли прокуратуры в законодательном обеспечении национальной безопасности Российской Федерации// Материалы семинара «Научные основы национальной безопасности Российской Федерации».
-М., 2005.С.31-36.


[стр.,303]

чень лиц, подлежащих государственной защите (судьи, должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, сотрудники федеральных органов государственной охраны, выполняющих обязанности, сопряженные с возможным в этой связи посягательством на их безопасность или безопасность членов их семей), отнесенной к «глобальным проблемам в сфере борьбы с преступностью»1 .
6.
Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (2001),
в котором представлен правовой механизм такого противодействия, представлены основные понятия: доходы, полученные преступным путем, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма, операции с денежными средствами или иным имуществом и др.
Правовое регулирование в сфере борьбы с организованной преступностью должно включать в себя комплекс взаимодополняющих законодательных и иных нормативных актов, отдельных норм, относящихся к уголовному, уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному, административному, гражданскому, хозяйственному, международному и иным отраслям права.
Их действие должно быть направлено: во-первых, на создание условий, сдерживающих или исключающих распространение организованной преступности в различных сферах общественной жизни; во-вторых, на подавление общественно опасной деятельности участников организованных преступных группировок; в-третьих, на содействие эффективной борьбе государственных и, прежде всего, правоохранительных органов сорганизованной преступностью.
На основе анализа нормативных правовых актов можно сделать вывод о необходимости законодательного закрепления: 1) сущности организованной преступности как явления; 2) понятия «организованная преступная деятельность», «преступная организация», «преступное сообщество»; 3) критерии отнесения противоправной деятельности к категории «организованная преступность» и формы соучастия в деяниях преступной организации; 4) общегосударственной системы мер и основ государственной политики в сфере борьбы с организован303 1Уголовная юстиция : проблемы международного сотрудничества.М., 1995.
C.I87.

[Back]