Проверяемый текст
Кардашова, Ирина Борисовна; МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (Диссертация 2006)
[стр. 17]

индивидов, социальных общностей, определяющая их поведение и стоящая за их непосредственными побуждениями —мотивами, помыслами, идеями, намерениями1.
Поэтому защищенность побудительных причин как основа национальной безопасности звучит не научно.
Если под интересами понимать потребности2, то они не могут составлять главное, подлежащее защите.
Потребности могут удовлетворяться или не удовлетворяться, но не защищаться.
Следовательно, необходимо говорить об интересах национальной безопасности, как о причинах, обуславливающих необходимость защиты общенациональных ценностей.

Интерес (от лат.
interest имеет значение, важно) это «нужды, потребности; желание вникнуть в суть, узнать, понять3; причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющих их социальное поведение4 и т.д..
Во всех определениях прослеживается общий смысл слова «интерес» иметь значение, поэтому его
молено представить как «смысловой стержень, который всегда можно установить за внешней многозначностью данного понятия»5.
Появление термина «национальный интерес», как правило, 1относят к XVI в.
Однако широко употребляться он стал в дипломатическом языке XVII в.
времени образования национальных государств в Европе6.
Одними из первых исследователей, пытавшихся объяснить общественную жизнь, исходя из потребностей и интересов, были французские философы XVIII в.
(К.
Гельвеций, П.
Гольбах, Д.

Дидро)7.
И.
Кант считал что «интерес есть то, благодаря чему разум становится практическим, то есть становится А _ _ _ причиной, определяющей волю» .
Г.
Гегель отмечал, что «интерес есть нечто 1См.: Философский энциклопедический словарь.
-М ., 1989.
С.219.
2 См.: Ожегов С.И.
Словарь русского языка.
-М ., 1991.
С.231.
3
Ожегов С.И.
Словарь русского язы ка.-М ., 1991.С.252.
4 Философский словарь / Под ред.
Ф ролова И.Т.
Издание
6-е.
-М ., 1991.С.168.
Демин М .В.
Природа деятельности.
-М., 1984.
С.
156.

См.
подр.: Поздняков Э.А.
Нация.
Национализм.
Национальные интересы.
-М ., 1994.
С.76.
7 Гельвеций К.
Об уме О человеке.
-М., 1938.
С.346; Гольбах П .
Избр.
философ, произв.
-М ., 1963.
Т.1.
С .311; Дидро Д, Избр.
произв.
-М , 1951.С.352.

3 К антИ .
Соч.
-М., 1965.
Т.4.
ч.1.
С.ЗОб.
17
[стр. 70]

На наш взгляд, распространенное определение национальной безопасности состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства не совсем точное, поскольку следует говорить о защите не интересов, а национальных ценностей.
Интерес это причина действий индивидов, социальных общностей, определяющая их поведение и стоящая за их непосредственными побуждениями мотивами, помыслами, идеями, намерениями1 .
Поэтому защищенность побудительных причин как основа национальной безопасности звучит не научно.
Если под интересами понимать потребности2, то они не могут составлять главное, подлежащее защите.
Потребности могут удовлетворяться или не удовлетворяться, но не защищаться.
Следовательно, необходимо говорить об интересах национальной безопасности, как о причинах, обуславливающих необходимость защиты общенациональных ценностей.

Такое отождествление национальной безопасности с защитой национальных интересов произошло из-за некорректного использования положений американских политологов, когда Г.Моргентау включил в содержание национальной безопасности все жизненно важные интересы государства и основанную на них политику3.
В основе национального интереса лежит национальная безопасность, т.к.
национальный интерес это субъективное осознание основных, жизненно важных потребностей страны.
Национальная безопасность является именно такой потребностью, поэтому правильнее говорить, что основной национальный интерес России обеспечение национальной безопасности.
УЛиппман определял национальную безопасность через национальные интересы: «государство находится в состоянии безопасности, когда ему не приходится приносить в жертву свои законные интересы с целью избежать войны и когда оно в состоянии, при необходимости, защитить эти интересы с использованием военной силы»4.
Интерес (от латлШегез! имеет значение, важно) это «нужды, потребности; желание вникнуть в суть, узнать, понять5; реальная причина действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями потребностями, 1См.: Философский энциклопедический словарь.
-М., 1989.
С.219.
2См.: Ожегов С И.
Словарь русского языка.
-М., 1991.
С.231.
3
См.: Проскурин С.А.
Национальная безопасность страны: сущность, структура, пути укрепления.
-М., 1991.
С.5.
4Lippman W.
US Foreign Polisy: Shield ofthe Republic.
Boston, 1943.
P.5.
5Ожегов С.И.
Словарь русского языка.
-М., 199I.C.252.
70

[стр.,71]

мотивами, помыслами, идеями и т.п.
участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов и государств1; причина действий индивидов, социальных общностей (класса, наци, профессиональной группы), определяющих их социальное поведение ; направленность субъекта на значимые для него объекты, связанные с удовлетворением потребностей, полезностью3 и т.д.
Во всех определениях прослеживается общий смысл слова «интерес» иметь значение, поэтому его
можно представить как «смысловой стержень, который всегда можно установить за внешней многозначностью данного понятия»4.
Еще в Древнем Риме философы пытались определить роль интересов в жизни общества и государства.
Аристотель считал, что высшей целью человеческой жизни является благополучие, заключающееся в достижении человеком его интересов и, по его мнению, возникающие в обществе причинные связи являются результатом нужды и возникающих интересов: «люди ведут такой образ жизни, какой вести их заставляет нужда»5.
Обычно появление термина «национальный интерес» относят к XVI в.
Однако широко употребляться он стал в дипломатическом языке XVII в.
времени образования национальных государств в Европе6.
Одними из первых исследователей, пытавшихся объяснить общественную жизнь, исходя из потребностей и интересов, были французские философы XVIII в.
К.Гельвеций, П.Гольбах, Д.Дидро.

По их мнению, если мир физически подчинен закону движения, то мир политики подчинен закону интереса7.
И.Кант отрицал возможность объяснения общественной жизни с помощью интересов, считая что «интерес есть то, благодаря чему разум становится о практическим, то есть становится причиной, определяющей волю .
Г.Гегель в отличие от французских философов отмечал, что интерес есть нечто большее, 71 ' Философский энциклопедический словарь.М.: Советская энциклопедия, 1983.
C .2 I3 .
2 Философский словарь / Под ред.
Фролова И.Т.
Издание
б-е.
-М., 1991.С.168.
3Осипов Г.В.
Энциклопедический социологический словарь.
-М.:РАН, 1995.
С.242.
4 Демин М.В.
Природа деятельности.
-М., 1984.
С.156.

5Аристотель.
Политика.
Афинская политика.
-М .: Мысль, 1997.
С.54.
6См.
подр.: Поздняков Э.А.
Нация.
Национализм.
Национальные интересы.
-М., 1994.
С.76.
7Гельвеций К.
Об уме.
Очеловеке.
-М., 1938.
С.346; Гольбах П.
Избр.
философ, произв.
-М., 1963.
Т.1.
С.311;Дидро Д.
Избр.
произв.
-М, 1951.С.352.

8Кант И.
Соч.
-М., 1965.
Т.4.
ч.1.
С.306.

[Back]