Проверяемый текст
Кардашова, Ирина Борисовна; МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (Диссертация 2006)
[стр. 33]

«государства»1.
Э.А.
Поздняков пишет, что нация проявляет себя через двуединство государства и гражданского общества, а формирование нации есть политический процесс .
Однако не государство, не народ выбирают идею «под себя», идея существует помимо него.

Таким образом, во всех многочисленных взглядах на нацию прослеживается интерес конкретного исследователя на какой-либо ведущий признак нации.
В контексте нашего исследования понятие «нация» должна рассматриваться в словосочетании «национальная безопасность».
П.А.
Сорокин указывал, что нация это территориально + языковая + государственная кумулятивная труппа3.
Государство служит нации, его функции и роль обусловлены потребностями, задачами и интересами нации.
В
нашей стране, имеющей много десятков национальностей, понятие национальная безопасность отождествляется с понятием безопасности Российской Федерации.
Поэтому заимствованный из западного лексикона термин «национальная безопасность» необходимо использовать в России как в многонациональном государстве при условии рассмотрения всей совокупности входящих в Российскую Федерацию наций.
Именно поэтому во избежание неоднозначного понимания в Концепции национальной безопасности «под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа».

Россия является не только многонациональной, многокультурной, многоконфессиональной страной, но она еще должна быть единым многонациональным государством, обеспечивающим устойчивое и безопасное развитие каждого гражданина, этноса, культуры и религии.

В связи с вышеизложенным можно сделать следующие выводы.
Во-первых, в Российской Федерации общепринятой формулой определения национальной безопасности является «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от 1 См.: М анилов В Л .
Угроза национальной безопасности// Военная мысль.
1996, № 1; Прохожее А А.
Национальная безопасность.
-М ., 1998 и др.

2 См.: Поздняков Э.А.
Нация, национализм, национальные интересы.
-М .: Прогресс-культура, 1994.

3 См.: Сорокин П.А.
Социологические теории современности.
-М .,1992.
С.
356-357.

33
[стр. 46]

Советские ученые под «национальным» чаще всего понимали этнические и этнополитические аспекты какого-либо социального явления1.
Эта парадигма жива и сегодня, хотя в отечественной литературе «нация» употребляется больше как синоним «государства»2, т.е.
чаще приходится встречаться с «французской» трактовкой нации.
Так, Э.А.Поздняков пишет, что нация проявляет себя через двуединство государства и гражданского общества, а формирование нации есть политический процесс3.
Однако не государство, не народ выбирают идею «под себя», идея существует помимо него.

О.Шпенглер писал: «В основе нации лежит идея...
лишь исторические народы, существование которых есть всемирная история»4.
Актуальны слова В.Соловьева: «Призвание, или особая идея, которую мысль Бога полагает для каждого морального существа индивида или нации и которая открывается сознанию этого существа как верховный долг, эта идея действует во всех случаях как реальная мощь, она определяет во всех случаях бытие морального существа...»3.
Дальнейший анализ взглядов на нацию показывает, что попытка исходить из кого-либо ведущего признака нации приводит к тому, что сообразно задачам конкретного исследователя.
Так, Французская академия 1694г.
определила нацию как совокупность всех жителей «одного и того же государства, одной и той же страны, которые живут по одним и тем же законам и используют один и тот же язык»6.
В Декларации о создании ООН речь идет об «объединенных нациях»7.
X.
Селтон-Уотсон вообще полагал невозможным дать научную дефиницию нацию, что не мешает существованию самого феномена8.
По поводу различных точек зрения о нации У.Альтерматт справедливо писал: «Нации основаны не на фактах, а на том, что люди считают фактами.
Однако неправильно считать нации просто выдумкой.
Они включают в себя народы и людей, которые на протяжении истории случайно оказались живущими друг рядом с дру1См.: Холмогоров А.И.
Единый и многонациональный.
-Рига, 1970.
См.: Манилов В.Л.
Угроза национальной безопасности// Военная мысль.
1996, №1; Прохожее А.А.
Национальная безопасность.
-М., 1998 идр.

1См.: Поздняков Э.А.
Нация, национализм, национальные интересы.
-М.: Прогресс-культура, 1994.

4Шпенглер О.
Закат Европы.-М.: Мысль, 1998.
Т.2.
С.175.
5См.: Соловьев Вл.
Смысл любви: Избранные произведения.
-М., 1991.С.41-56.
6См.: Кольев А.Н.
Указ работа.
С.371-372.
7См.: АльтерматтУ.
Этнонашюнализм в Европе.
-М., 2000.
С.31-32.
8Selton-Watson Н.
Nations and States: An Enquiery into the Origins ofNations and the Politics of Nationsalism.
Boulder, 1977.
P.5.
46

[стр.,48]

сударственная кумулятивная группа1.
Государство служит нации, его функции и роль обусловлены потребностями, задачами и интересами нации.
В
некоторых странах существует соотношение одна нация одна страна.
Некоторые авторы высказывают мнение, что Россия приобрела «лицо необщего выражения» преимущественно усилиями русских людей, поэтому считать Россию многонациональной страной (по Конституции) нет никаких оснований; Россия полиэтнична, но это не мешает ей быть одновременно и мононациональной2.
Мы не согласны с таким выводом, поскольку в нашей стране, имеющей много десятков национальностей, понятие национальная безопасность отождествляется с понятием безопасности Российской Федерации.
Именно поэтому во избежание неоднозначного понимания в Концепции национальной безопасности «под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа».

Нация является некоторой формой общности, но в то же время внутри любой нации существует разделение по этническим, социальным, политическим, экономическим, религиозным и другим признакам.
Итальянский идеолог Мадзини (1805-1871) предложил альтернативный вариант многонациональному государству «национальное государство»: «Каждой нации государство, только одно государство для всей нации»3.
Однако «национальное государство» является «идеальным типом», т.к.
ни одно государство не является полностью гомогенным.
Везде существует определенная степень культурной и этнической смешанности4.
Нация проявляет себя через двуединство государства и
общества, т.к.
воплощением общих интересов нации является государство, а выражением разобщенности служит понятие общества.
Государство выражает всеобщие интересы нации, общество в свою очередь является выразителем частных интересов.
Люди создали государство как форму своей организации с главной целью обеспечить свою безопасность.
Гегель утверждал, что государство оказывается благо1См.: Сорокин П.А.
Социологические теории современности.-М.,1992.
С.
356-357.

1 См.: Кольев А.П.
Указ.
работа.
С.492.
3Heywood A.
Key Concepts in Politics.
-N.
Y., 2000.
P.
252-253.
J Буркин А.И., Возжеников А.В., Синеок Н.В.
Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов/ Д.В.Возжеников, общ.
ред.М.: РАГС, 2005.
С.54.
48

[стр.,53]

спектив ее научной и практической реализации»1.
Термин «национальная безопасность» является переводом английских слов «national security», которые могут переводиться как национальная, и как государственная безопасность, что нередко и делается рядом авторов.
На Западе «национальная безопасность» тождественна «государственной».
Однако, на наш взгляд, подменять национальную безопасность государственной безопасностью и наоборот в России недопустимо, поскольку первое понятие более общее, родовое, а второе частное, видовое.
Такое толкование будет неверным, считает Мамонов В.В.2, и мы с ним полностью согласны, поскольку национальная безопасность подразумевает триединую составляющую, каждый компонент которой одинаково значим безопасность личности, общества и государства.
Личность, общество и государство находятся в состоянии противоречивого взаимодействия и взаимовлияния, характер которого зависит от множества факторов.
Воспользовавшись языком арифметики, можно предположить, что сумма этих трех составляющих условно равна единице, а в разные периоды времени слагаемые могут иметь разную значимость3.
Если «величина» государства приближается к единице, нации грозит та или иная форма деспотии.
НА.Бердяев писал: «государство из средства и функции делается самоцелью...
Оно живет собственной жизнью, по своему закону, не хочет быть подчинено функцией народной жизни»4.
Если «величина» общества и личности становится близкой к единице, то наступает анархия.
Россия является не только многонациональной, многокультурной, многоконфессиональной страной, но она еще должна быть единым многонациональным государством, обеспечивающим устойчивое и безопасное развитие каждого гражданина, этноса, культуры и религии.

Поэтому формулой развития нашей страны должно быть не просто «единство», а «единство многообразия»5, а в ос1Шпак В.Ю.
Личная безопасность как исходное начало национальной безопасности//Сбориик материалов международной научно-практической конференции «Национальная безопасности современной России: основные угрозы.
4.1.-Ростов паДону: РЮИ МВДРФ, 2005.С.100-101.
2Мамонов В.В.
Конституционные основы национальной безопасности России: Монография.-Саратов, 20 0 2 .
С.19 3Общая теория национальной безопасности: Учебник/ Под общ.ред.
А.А.Прохожева.
-М., 2002.
С.24.
4Бердяев Н.Л.
Судьба России.
-М.: Советский писатель, 1990.С.38.
См.: Абдулатипов Р.
Доктрина национальной безопасности России.
Пока господство «единства» без учета «многообразияn il Независимая газета, 2000.29 янв.
53

[Back]