Проверяемый текст
Родионова, Ирина Витальевна; Механизмы формирования патриотического сознания населения в 1930-е гг. (Диссертация 2004)
[стр. 118]

Выступая на XVIII съезде ВКП(б) он заявил, что в случае нападения на нас «враг будет накоротке смят и уничтожен»125.
«Если враг навяжет нам войну, Рабоче-крестьянская Красная армия будет самой нападающей из всех когдалибо нападавших армий.
Войну мы будем вести наступательно, перенеся её на
126 территорию противника» .
Эта идея культивировалась в печати, в произведениях литературы, работах кинематографистов.

В предвоенное десятилетие все большую популярность приобретал кинематограф, идеологическая и пропагандистская роль его была велика.
На рубеже 20 30-х гг.
звучали призывы поставить весь кинематограф «под ружье»
127 .
Киноискусство «должно служить целям мобилизации трудящихся на укрепление обороноспособности СССР», указывалось в Постановлении
ЦК ВКП(б) «О советской кинематографии» 8 128 декабря 1931 г.
«Вопросу кинофикации должно быть уделено крупнейшее внимание», такова была позиция Управления кинофикации при СНК РСФСР .
Тематика будущих кинокартин утверждалась на заседаниях Политбюро.

Власть осознавала возможности этого вида искусства.
На протяжении всего десятилетия расширялось кинопроизводство и прокат картин.
За 1934 1937 гг.
в стране было создано около 150 художественных
кинофильмов129.
В начале 1930-х гг.
производство советских фильмов стало контролироваться кинокомиссией Оргбюро ЦК ВКП(б), которая утверждала темы фильмов, подбирала сценаристов и режиссеров, осуществляла цензуру и несла ответственность перед вождем.
В середине тридцатых Сталин стал подлинным наркомом кинематографии, определял тематику и задачи этого
вида искусства.
Будучи частью государственной системы по воздействию на 125XVIII съезд ВКП(б).
Стенографическийотчет...

С.
204.
126ПолевойуставРККА (ПУ-39), проект.-М., 1939.-С .
9.
127Пути кино.
Первое Всесоюзное партийное совещание по кинематографии/
Б.С.
Ольховский.
М.:Эмес,1929.
С.
429.
28КПССврезолюциях...Т.5.
-С.371.
129Советскаякультуравреконструктивныйп ер и од .С .
241.
118
[стр. 51]

Выступая на XVIII съезде ВКП(б) он заявил, что в случае нападения на нас «враг будет накоротке смят и уничтожен»74.
«Если враг навяжет нам войну, Рабоче-крестьянская Красная армия будет самой нападающей из всех когдалибо нападавших армий.
Войну мы будем вести наступательно, перенеся её на
территорию противника»75.
Эта идея культивировалась в печати, в произведениях литературы, работах кинематографистов.

Фильмы «Граница на замке» (1937), «Эскадрилья № 5», «Моряки» (1939) показывали войну как мгновенную победу без трудностей и жертв.
Очень популярным был кинофильм «Если завтра война» (1938) о всесилии Красной Армии, материалом для которого в значительной степени послужили киносъемки военных парадов и маневров РККА.
Формировалось представление о «слабости врага».
Общее настроение отражено в следующих словах Л.М.
Кагановича: «Мы убеждены в том, что если война начнется враг сломит голову, а Советский Союз выйдет победителем из этой войны»76.
В массовое сознание внедрялся сверхоптимистический прогноз будущей войны, абсолютизировалась военная мощь страны, боевой потенциал Красной Армии.
Утверждалось, что ни в одной армии нет таких неисчерпаемых источников командного состава, какие имеет Советский Союз.
Преобладало самовосхваление и шапкозакидательские настроения.
Последовательно внедрялась мысль о превосходстве СССР над потенциальным агрессором.
Между тем, в среде политработников, военных журналистов росло понимание опасности распространения в сознании общества подобных представлений.
В январе 1941 г.
в докладной записке секретарю ЦК ВКП(б) А.А.
Жданову, курировавшему вопросы идеологии, начальник Главного управления политической пропаганды Красной Армии А.И.
Запорожец отмечал, что «многие ...
исходят из упрощенного тезиса о том, что мы сильны, капиталисты побоятся на нас напасть.., пропаганда 51 74XVI11 съезд ВКП(б).
Стенографический отчет.

М., 1939.
С.
204.
73 Полевой устав РККА (ПУ-39), проект.
М., 1939.
С.
9.
76РГАСПИ.
Ф.
81.
Оп.
3.
Д.
137.
Л.
31.


[стр.,184]

смолкнет слава» и считает издание его ошибочным», поскольку «сборник исходит из принципиально неверной установки, пропагандирует вредную теорию «легкой победы» и тем самым неправильно ориентирует молодежь, воспитывает ее в духе зазнайства и «шапкозакидательства».
В предисловии «От издательства» прямо говорится: «Наша страна страна героев.
Бесстрашие, мужество, доблесть качества, присущие не одиночкам, а миллионам советских людей, всему народу.
<...> В содержании сборника не учитываются выводы из войны с Финляндией, которые сделаны Центральным Комитетом партии, и в свете которых Красная Армия под руководством Народного Комиссара Обороны перестраивает всю боевую и политическую подготовку»57.
К докладной записке прилагалась копия посланного секретарю ЦК комсомола Н.
Михайлову отзыва наркома обороны, маршала С.
Тимошенко о том же сборнике: «Материал подобран наспех и непродуманно, по своему содержанию не глубокий и без достаточного анализа.
В ряде случаев неубедительный.
<...> В материалах много ненужной рисовки и хвалебности.
Победы одерживаются исключительно легко, просто, а больше всего па «ура», по старинке.
В таком духе воспитывать нашу молодежь мы не можем»58.
В конечном итоге отдел печати Управления агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) согласился с заключением Запорожца и Тимошенко, сборник был задержан и передал в секретный архив59.
В предвоенное десятилетие все большую популярность приобретал кинематограф, идеологическая и пропагандистская роль его была велика.
На рубеже 20 30-х гг.
звучали призывы поставить весь кинематограф «под ружье»60.

Киноискусство «должно служить целям мобилизации трудящихся на укрепление обороноспособности СССР», указывалось в Постановлении
57РГАСПИ.
Ф.
17.
Он.
125.
Д.
63.
Л.
61.
5*Там же.
Л.
64.
59Там же.
Л.
65.
60 Пути кино.
Первое Всесоюзное партийное совещание по кинематографии.

М., 1929.
С.
429.
184

[стр.,185]

ЦК ВКП(б) «О советской кинематографии» 8 декабря 1931 г.6 1 «Вопросу кинофикации должно быть уделено крупнейшее внимание», такова была позиция Управления кинофикации при СНК РСФСР62.
Тематика будущих кинокартин утверждалась на заседаниях Политбюро63.

«...Кино...
важнейшее из видов искусства и наиболее острое оружие политического воспитания и просвещения масс, ...каждый фильм в нашей стране представляет из себя общественное и политическое событие и так ЦК к этому и относится», напоминал на проходившем 14 мая 1941 г.
совещании по вопросам художественного кинематографа А.А.
Жданов64.
Власть осознавала возможности этого вида искусства.
На протяжении всего десятилетия расширялось кинопроизводство и прокат картин.
За 1934 1937 гг.
в стране было создано около 150 художественных
кинофильмов65.
Однако технические трудности мешали развитию производства и кинопроката, что отмечалось, в частности, на проходившем 23 ноября 1935 г.
совещании киноработников в редакции газеты «Правда»66.
Улучшению качества изображения производимых картин должно было способствовать fS 7 строительство в Казани крупной фабрики, изготавливавшей кинопленку .
Количество киноустановок с 9700 в 1929 г.
увеличилось к январю 1938 г.
до 27300 (из них почти 65% располагалось в сельской местности)68.
В 1940 г.
киносеансы посетили 883 млн.
человек.
В начале 1930-х гг.
производство советских фильмов стало контролироваться кинокомиссией Оргбюро ЦК ВКП(б), которая утверждала темы фильмов, подбирала сценаристов и режиссеров, осуществляла цензуру и несла ответственность перед вождем.
В середине тридцатых Сталин стал подлинным наркомом кинематографии, определял тематику и задачи этого
61 КПСС в резолюциях...
Т.
5.
С.
371.
62РГАСПИ.
Ф.
386.
On.
1.
Д.
62.
Л.
13.
63РГАСПИ.
Ф.
17.
Оп.
3.
Д.
1015.
Л.
100,101.
64 РГАСПИ.
Ф.
77.
On.
1.
Д.
919.
Л.
1.
65 Советская культура в реконструктивный период.
М., 1988.
С.
241.
66 РГАСПИ.
Ф.
386.
On.
1.
Д.
62.
Л.
11, 15.
67Там же.
Л.
42.
68 Советская культура в реконструктивный период.
М., 1988.
С.
85.
185

[Back]