общественное сознание масс, кинопроизводство жестко регламентировалось: в Постановлении СНК «Об улучшении организации производства кинокартин» прямо расписывались обязанности работников киностудий, от режиссеров, до рабочих сцены130. В положении о Государственном управлении кинофикации (ГУКФ), принятом 27 мая 1933 г. подчеркивалась необходимость расширения производства оборонных картин. При этом внимание обращалось не только на художественные качества фильмов, но и на их политический уровень. В середине 30-х гг. на экранах страны появляются первые крупные кинематографические работы, раскрывающие военно-патриотическую тему на современном материале. Фильм «Летчики» Ю. Райзмана (1935) запечатлел характерное для того времени стремление к новым высотам и скоростям. Другой оборонной картиной стал «Аэроград» (1935), получивший одобрительные отзывы. Л.З. Мехлис поздравлял режиссера с выпуском хорошей картины. Создавая этот фильм А Л. Довженко, по его собственному признанию, стремился выразить 131 свое гражданское и творческое сознание, отдав дань своей великои родине Режиссер был убежден, что «в преддверии новой империалистической войны я 132 сделал фильм, мобилизующий на оборону СССР» . «Всякий фильм сейчас не может не быть оборонным, говорил В. Пудовкин в том же году, Всякий фильм должен показывать любовь к родине, к партии, к рабочему классу»133. На протяжении 30-х гг. был создан целый ряд фильмов, изображавших ход будущей войны. Перечень «оборонно-художественных» картин начала 1930-х гг. 130 Об улучшении организации производства кинокартин. Постановление СНК СССР от 23. 03. 38//Правда. -1 9 3 8 .-2 4 марта. -№ 82 (7407). 131Довженко, А. «Я принадлежу к лагерю поэтическому...» Статьи, выступления, заметки. / А.П. Довженко. М.: «Советский писатель», 1967. С. 286. 132Довженко, А.П. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1./А.П. Довженко. М.: Искусство, 1966. С. 306 133Пудовкин, В. Собрание сочинений. В трех томах / В. Пудовкин. -М .: Искусство, 1974. Т. 2.-С . 68. 119 |
вида искусства. Будучи частью государственной системы по воздействию на сознание масс, кинопроизводство жестко регламентировалось: в Постановлении СНК «Об улучшении организации производства кинокартин» прямо расписывались обязанности работников киностудий, от режиссеров, до рабочих сцены69. В положении о Государственном управлении кинофикации (ГУКФ), принятом 27 мая 1933 г. подчеркивалась необходимость расширения производства оборонных картин. При этом внимание обращалось не только на художественные качества фильмов, но и на их политический уровень. В середине 30-х гг. на экранах страны появляются первые крупные кинематографические работы, раскрывающие военно-патриотическую тему на современном материале. Фильм «Летчики» Ю. Райзмана (1935) запечатлел характерное для того времени стремление к новым высотам и скоростям. Другой оборонной картиной стал «Аэрохрад» (1935), получивший одобрительные отзывы. JT.3. Мехлис поздравлял режиссера с выпуском хорошей картииы70. Создавая этот фильм А.П. Довженко, по его собственному признанию, стремился выразить свое гражданское и творческое сознание, отдав дань своей великой родине . Режиссер был убежден, что «в преддверии новой империалистической войны я сделал фильм, мобилизующий на оборону СССР»72. «Всякий фильм сейчас не может не быть оборонным, говорил В. Пудовкин в том же году, Всякий фильм должен показывать любовь к родипе, к партии, к рабочему классу»'3. Фильмы призваны были не только воодушевлять советского зрителя, но и предостерегать врагов. Примечательна в этом плане реакция Сталина на проблем)', возникшую у А.П. Довженко в ходе съемок фильма «Аэроград». Если заместитель наркома обороны, армейский комиссар 1-го ранга 69 Об улучшении организации производства кинокартин. Постановление СНК СССР от 23. 03. 38 Я Правда. 1938. 24 марта. № 82 (7407). 70РГАСПИ. Ф. 386. On. 1. Д. 62. Л. 2. 7‘Довженко А. Я принадлежу к лагерю поэтическому. М., 1967. С. 286. Довженко А. Собрание сочинений. В 4 т. Т. I. М., 1966. С. 306 7‘ Пудовкин В. Собрание сочинений. Т. 2. С. 68. 186 |