Проверяемый текст
Родионова, Ирина Витальевна; Механизмы формирования патриотического сознания населения в 1930-е гг. (Диссертация 2004)
[стр. 120]

был весьма обширен: «Закат великой империю), «Город под ударом», «Возможно, завтра», «Высота 88,5», «Враг у порога», «Снайпер» и др.
Во второй половине десятилетия спрос на них возрос, что отмечалось, в частности, в выступлениях на I Всесоюзном съезде профсоюза
кинофотоработников в сентябре 1937 г.
Картинами данного ряда стали «Глубокий рейд» (1937) А.
Малахова по сценарию Н.
Шпанова, «Эскадрилья№ 5» (1939) А.
Роома по сценарию И.
Прута.
Образ будущей войны, молниеносной и на чужой территории, создаваемый в
общественном сознании кинематографом, соответствовал идеологическим представлениям изучаемого периода.
Например, герой фильма «Танкисты» (1938, сценарий и режиссура 3.
Драпкина и Р.
Маймана), был послан в обычную разведку, но перевыполнил задание: начал военные действия, добрался до столицы Германии и взял в плен Гитлера.
Однополчане, оценивая проведенную операцию, говорят: «Молодец, Карасев, для нас ни черта не
осталось»134.
Фильмы призваны были не только воодушевлять советского зрителя, но и предостерегать врагов.
Фильмы «Граница на замке» (1937), «Эскадрилья № 5», «Моряки» (1939) показывали войну как мгновенную победу без трудностей и жертв.
Очень популярным был кинофильм «Если завтра война» (1938),
который повествовал о быстрой, почти бескровной победе Красной Армии над врагом.
Были показаны танковая атака, лихая кавалерийская рубка, рукопашный бой, высадка воздушного десанта.
Материалом для фильма в значительной степени послужили киносъемки военных парадов и маневров РККА.
В рецензии на фильм говорилось: «Ценность фильма в том, что он вызывает что он вызывает чувство советского патриотизма, напоминает об опасности, грозящей нам от фашистов, учит ненавидеть врага»135.
Благодаря пропаганде о сильно преувеличенной мощи Красной Армии формировалось представление о «слабости врага», а война многим советским людям представлялась чуточку опасным героическим действием, в результате 134См.: Бровченко, Г.
История советского кино.
Великая Отечественная война на советском экране /
Г.
Боровниченко.
М.: МГУ, 1982.
-С .П .
135Правда.
1938.
8 февраля.
120
[стр. 51]

Выступая на XVIII съезде ВКП(б) он заявил, что в случае нападения на нас «враг будет накоротке смят и уничтожен»74.
«Если враг навяжет нам войну, Рабоче-крестьянская Красная армия будет самой нападающей из всех когдалибо нападавших армий.
Войну мы будем вести наступательно, перенеся её на территорию противника»75.
Эта идея культивировалась в печати, в произведениях литературы, работах кинематографистов.
Фильмы «Граница на замке» (1937), «Эскадрилья № 5», «Моряки» (1939) показывали войну как мгновенную победу без трудностей и жертв.
Очень популярным был кинофильм «Если завтра война» (1938)
о всесилии Красной Армии, материалом для которого в значительной степени послужили киносъемки военных парадов и маневров РККА.
Формировалось представление о «слабости врага».
Общее настроение отражено в следующих словах Л.М.
Кагановича: «Мы убеждены в том, что если война начнется враг сломит голову, а Советский Союз выйдет победителем из этой войны»76.
В массовое сознание внедрялся сверхоптимистический прогноз будущей войны, абсолютизировалась военная мощь страны, боевой потенциал Красной Армии.
Утверждалось, что ни в одной армии нет таких неисчерпаемых источников командного состава, какие имеет Советский Союз.
Преобладало самовосхваление и шапкозакидательские настроения.
Последовательно внедрялась мысль о превосходстве СССР над потенциальным агрессором.
Между тем, в среде политработников, военных журналистов росло понимание опасности распространения в сознании общества подобных представлений.
В январе 1941 г.
в докладной записке секретарю ЦК ВКП(б) А.А.
Жданову, курировавшему вопросы идеологии, начальник Главного управления политической пропаганды Красной Армии А.И.
Запорожец отмечал, что «многие ...
исходят из упрощенного тезиса о том, что мы сильны, капиталисты побоятся на нас напасть.., пропаганда 51 74XVI11 съезд ВКП(б).
Стенографический отчет.
М., 1939.
С.
204.
73 Полевой устав РККА (ПУ-39), проект.
М., 1939.
С.
9.
76РГАСПИ.
Ф.
81.
Оп.
3.
Д.
137.
Л.
31.


[стр.,187]

Я.Б.
Гамарник, запретил режиссеру проводить съемки авиации на фоне дальневосточного ландшафта, опасаясь рассекречивания советского военного потенциала, то Сталин возразил, что следовало бы поступить иначе, показав японцам современную боевую технику, дабы знали нас на Дальнем Востоке голыми руками не возьмешь74.
На протяжении 30-х гг.
был создан целый ряд фильмов, изображавших ход будущей войны.
Перечень «оборонно-художественных» картин начала 1930-х гг.
был весьма обширен: «Закат великой империи», «Город под ударом», «Возможно, завтра», «Высота 88,5», «Враг у порога», «Снайпер» и др.
Во второй половине десятилетия спрос на них возрос, что отмечалось, в частности, в выступлениях на I Всесоюзном съезде профсоюза
кииофотоработников в сентябре 1937 r.7S Картинами данного ряда стали «Глубокий рейд» (1937) А.
Малахова по сценарию Н.
Шпанова, «Эскадрилья № 5» (1939) А.
Роома по сценарию И.
Прута.
Образ будущей войны (молниеносной и на чужой территории), создаваемый в
массовом сознании кинематографом, соответствовал идеологическим представлениям изучаемого периода.
Например, герой фильма «Танкисты» (1938, сценарий и режиссура 3.
Драпкина и Р.
Маймана), был послан в обычную разведку, но перевыполнил задание: начал военные действия, добрался до столицы Германии и взял в плен Гитлера.
Однополчане, оценивая проведенную операцию, говорят: «Молодец, Карасев, для нас ни черта не
осталось»76.
Особую известность приобрел фильм «Если завтра война...» (1938) Е.
Дзигана по сценарию М.
Светлова и Г.
Березко.
Песня из этого кинофильма стала поистине всенародной.
В воспоминаниях адмирала Н.
Кулакова содержится рассказ о просмотре этого фильма в Кремле, сразу после его выхода на экран: «Было хорошо слышно, как Сталин негромко 74 Багдасарян В.
Э.
Образ врага в исторических фильмах 1930 1940-х годов // Отечественная история.
2003.
№ 6.
С.
34.
75РГАЛИ.
Ф.
962.
Оп.
3.
Д.
296.
Л.
19,47,63.
76 См.: Бровченко Г.
История советского кино.
Великая Отечественная война на советском экране.

М..
1982.
С.
11.
187

[Back]