Проверяемый текст
Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: Нормы и аномалии 1920-х -1930-х годов / СПб.: Журнал «Нева» — Издательско-торговый дом «Летний Сад», 1999
[стр. 151]

путиловец» в 1930 г.
на одном из общих собраний вообще решила создать на Елагином и Каменном островах «остров коммун для воспитания в условиях нового общественного быта настоящих коммунистов»49.
Официально коммуны перестали существовать в 1934 г., после XVII съезда ВКП(б), на котором движение по созданию коммун было охарактеризовано как «уравниловско-мальчишеским упражнением «левых головотяпов»50.
Общага слово, появившееся в 30-е годы вошло в лексикон многих поколений советских людей и стало выражением нормы повседневной жизни большинства новых ленинградцев.
Через общежития прошли представители различных слоев населения.

Но в наиболее сложном положении находились
рабочие, поскольку большинство из них жили в общежитиях, где условия были далеко не идеальные.
Так, в 1928 г.
Ленинградский обком комсомола проводил проверку общежития им.
Карла Маркса и выяснилось, что «здесь ужасные условия существования.
В здании выбиты стекла, сорваны двери, в ряде комнат нет электричества, рабочие спят по двое на кроватях, на три человека по одному стулу, тараканы, крысы, в туалетах зимой замерзает вода, т.к.
не все помещения отапливаются...»51.
«Красная газета» в марте 1932 г.
писала: «Из-за отсутствия топчанов и матрасов в общежитиях спят по двое на одной постели.
Имеется много случаев, когда спят прямо на полу.
Семейные и одиночки помещаются в общей комнате...
на 35200 проживающих в
общежитии 212 строительных организаций имеется лишь 2600 одеял»52.
«...
у нас в общежитии 49ЦГАИПД.
Ф.
К-202.
Оп.2.
Д.41.
Л.1.
5 0 XVII съезд ВКП(б): 26 января10 февраля 1934 г.
Стенографический отчет.
М.: Партиздат, 1934.
С.30.
5 1ЦГАИПД СПб.
Ф.
К-598.
Оп.1Д934.
Л.25.
5 2Красная газета.
1932.
2 марта 151
[стр. 171]

Глава II.
Инверсия нормы и патологии чей молодежи».
В постановлении отмечалось «наличие большого количества рабочей молодежи и в особенности живущих вне семей, находящихся в тяжелых бытовых условиях жизни» и предлагалось создавать коммуны, опираясь на финансовую помощь фонда24.
Коммуны стали появляться при ленинградских фабриках «Скороход», «Красное знамя», заводах «Красный путиловец», «Большевик», «Красный треугольник».
Обычно они создавались, как и в самом начале 20-х гг., в совершенно не приспособленных для общего проживания помещениях: в старых казармах, красных уголках при клубах, нередко даже в комнатах коммунальных квартир.
Во многих случаях коммунарам предлагалось обобществлять сначала 40, затем 60, а впоследствии 1 0 0 % заработка.
Ж урнал «Смена» писал о жизни е подобных коммунах: «Всем распоряжается безликий и многоликий товарищ-коллектив.
Он выдает деньги на обеды (дома только чай и ужин)...
закупает трамвайные билеты, табак, выписывает газеты, отчисляет суммы на баню и кино»25.
В некоторых бытовых коллективах из общей казны даже оплачивались алименты за состоявших ранее в браке коммунаров.
Как и в начале 20-х гг., в большинстве коммун доминировали аскетические принципы быта.
Запрещалось, например, по собственному желанию на дополнительно заработанные деньги покупать себе вещи без санкции коллектива.
Деятельность коммун носила политизированный характер.
При приеме новых членов спрашивали: «Хочет ли вновь вступающий строить новую жизнь или он просто заинтересован в жилой площади?» Покинуть бытовой коллектив можно было только положив на стол комсомольский билет, что влекло за собой разного рода неприятности.
Молодежь завода «Красный путиловец» в 1930 г.
на одном из общих собраний и вообще решила создать на Елагином и Каменном островах «остров коммун д л я воспитания в условиях нового общественного быта настоящих коммунистов»26.
Однако, кроме наивного желания «перескочить к коммунистическим отношениям», ни у руководящих работников, ни у рядовых коммунаров не было ни материальных условий, хотя бы таких, как в «Слезе социализма», ни элементарных знаний психологии.
Не случайно сами коммунары писали: «Позднее, когда мы лучше познакомились друг с другом, пожили буднями, мы увидели, какие мы разные лю ди и как калечилась инициатива ребят из-за скороспелого желания быть стопроцентными коммунарами»27.
Официально коммуны существовали до 1934 г., а точнее, до XVII 170

[стр.,172]

§ 3.
Коммуна съезда ВКП(6), охарактеризовавшего движение по их созданию как «уравниловско-мальчишеские упражнения „левых головотяпов’’» 28.
К этому времени в советском обществе уже сформировались устойчивые элитные слои, которым необходимо было создавать приличные условия жизни.
Любопытно отметить, что люди, приближенные к власть имущим, даже после решений XVII съезда партии пытались устроить себе социализм в отдельно взятом домеВ декабре 1934 г.
началось строительство известного дома-коммуны Общества политкаторжан и ссыльнопоселенцевПредполагалось возвести здание на 200 квартир, помимо которых, как зафиксировано в протоколе заседания комиссии по стромте/ьству от 18 декабря 1934 г., «...при доме должны быть столовая, клубный зал, читальня, детсектор, амбулатория, стационар, аптека, кооператив, гараж и т.
д .».
Это мало чем напоминало жалкие условия «Слезы социализма».
Особенно вызывающим выглядело заявление о размерах квартир в проектируемом доме: «Емкость каждой квартиры устанавливается по тому же принципу заселения, что и ныне существующие дома, то есть из расчета 1 чел.
на комнату»25.
Но по такой «санитарной норме» ж илую площадь получали только сливки советского общества.
Остальным гриходилосс довольствоваться коммуналками или коммунами, превратившимися в обыкновенные общежития.
Общага — слово, появившееся в 30-е гг., — вошло в лексикон многих поколений советских людей и стало выражением нормы повседневной жизни большинства новых ленинградцев.
Через общежития прошли представители различных слоев населения.

В первую очередь это были молодые лю ди.
Студенты Педагогического института, судя по воспоминаниям Н.
Ивановой-Романовой, в начале 30-х гг.
ж или в весьма неблагоприятных условиях: «Многолюдье общежития: комната на 30 чел., бывший класс, — я засыпаю последняя, когда кончится шепоток соседок по комнатам, пришедших домой последними, скученность, неустроенность...
Почти нет возможности подумать, сосредоточиться, писать и читать.
И надвигаются медленно разные разочарования»30.
За эти «условия» приходилось платить 5 р.
из 60-ти рублевой стипендии.
Конечно, в 30-е гг.
в Ленинграде строились и новые общежития: при Политехническом, Элекротехническом и Институте железнодорожного транспорта, но они не могли решить проблемы жилья студентов.
Но в наиболее сложном положении находились
молодые рабочие.
С начала 30-х гг.
приток молодежи в города стал постоянным.
30 июня 1931 г.
ЦИ К и СН К Р С Ф С Р приняли постановле171

[стр.,173]

Глава II Инверсия нормы и патологии ние «О б отходничестве», ознаменовавшее введение организованного набора рабочей силы на фабрики, заводы и стройки.
В сельскую местность выехали сотни представителей ленинградского областного отдела труда.
Они должны были вербовать кадры для нужд ленинградской промышленности.
Считалось, что ввоз дополнительной рабочей силы может осуществляться только при условии обеспечения приезжих жильем.
Это было зафиксировано в специальном приказе ленинградского совета народного хозяйства от б августа 1931 г.
Вербовщики, заинтересованные в выполнении и перевыполнении планов по рабсиле, прельщали деревенских жителей перспективой жизни в каменных благоустроенных домах.
На самом ж е деле большинству приезжих приходилось жить в лучшем случае в бараках при заводах и фабриках.
Здесь чаще всего, кроме двухъярусных нар, не было никакой мебели, отсутствовали столовые и прачечные, нередко на 50 чел.
имелся всего один водопроводный кран.
В Ленинграде обследование общежитий Ленжилстройтреста, Водоканализации и Жилстроя выявило безобразное состояние этих видоизмененных коммун.
«Красная газета» 5 марта 1932 г.
писала: «И з-за отсутствия топчанов и матрасов в общежитиях спят по двое на одной постели.
Имеется много случаев, когда спят прямо на полу.
Семейные и одиночки помещаются в общей комнате...
на 35200 проживающих в
общежитиях 212 строительных организаций имеется всего лиш ь 2600 о де ял»31.
Такие условия жизни в большинстве бараков повергли в ужас даже Ц К ВЛКСМ .
В срочном порядке было решено во всех крупных промышленных городах, и в том числе в Ленинграде, провести конкурсы на лучшее содержание рабочих общежитий.
VII Всесоюзная комсомольская конференция в июле 1932 г.
постановила «систематически бороться за создание уютного рабочего жилища, за чистоту в бараках и общежитиях»32.
Как любая кампания, на время и «борьба за порядок в бараках» возымела некоторый эффект.
Где-то появилась мебель, общие прачечные, столовые.
Однако повседневным заботам мгновенно постарались придать политический оттенок.
Секретарь Ц К ВЛКСМ Косарев, призывая всего лишь навсего организовать нормальные условия жизни рабочих в фабрично-заводских общежитиях, писал: «Борьба за теплый барак — это борьба с классовым врагом и его агентурой, использующим наши слабые места во вред социалистическому строительству»33 Не удивительно, что малейшие успехи на «ж и лищном ф ронте» при любой возможности рекламировались и 172

[Back]