Проверяемый текст
Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: Нормы и аномалии 1920-х -1930-х годов / СПб.: Журнал «Нева» — Издательско-торговый дом «Летний Сад», 1999
[стр. 163]

самосознания рабочих» .
Это нормализующее суждение властного уровня было внедрено
в ментальные представления пролетарских масс.
Ленинградским рабочим была предоставлена возможность участвовать в создании кинопродукции.
В Ленинграде в 1928 г.
при обкоме комсомола был создана киногруппа, в задачу которой входила организация киноконференций,
8 3 чтения и критического разбора киносценариев на заводах и фабриках .
Контроль за кинорепертуаром был полной гарантией нормирования сферы досуга, так как походы в кино, в отличие от чтения, представляли собой элемент публичности, нежели приватности в повседневной жизнью.
Просмотры кинокартин к концу тридцатых годов являлись нормой проведения досуга рабочего класса.
Одной из доминант в культурной политике 1930-х годов был театр.
Приобщение к театральному искусству в рабочей среде начинался с театра рабочей молодежи (ТРАМа).
Ярко выраженная политизированность ТРАМа составляла особую гордость его создателей.
Руководитель ленинградского трамовского движения М.
Соколовский прямо заявлял
на первой всесоюзной конференции театров рабочей молодежи: «Мы меньше всего театр, мы больше всего группа энтузиастов, группа комсомольцев, строителей новой жизни, нового быта, но все таки это строительство проводим мы через терт, средствами театра...
Для нас, трамовских работников, нет театральной правды, для нас существует классовая
правда»84.
Театры рабочей молодежи появились в Ленинграде в 1925 г.
и продолжали существовать до 1932 г.
Спектакли ТРАМа нравились рабочим, поскольку на сцене разворачивались эпизоды их жизни, отраженные в пьесах, написанные комсомольцами активистами.
ТРАМ уделял большое внимание общественно-политическим и экономическим проблемам, он участвовал в социалистическом соревновании, боролся за выполнение 8 2КПСС о культуре, просвещении и науке.
М., 1963.
С.169.
8 3ЦГАИПД.
Ф.
К-598.
Оп.
2.
Д.118.
Л.58.
8 4ЦГАИПД.
Ф.
К-598.
Оп.
2.
Д.
107.
Л.
10,15.
82 163
[стр. 247]

Глава IV.
Косвенное нормирование повседневности Первые советские художественные фильмы — «Чудотворец», «Дипломатическая тайна», «Дворец и крепость», появившиеся в 1923— 1924 гг., создали серьезную конкуренцию западным и дореволюционным.
Особой популярностью пользовался фильм режиссера И .
Перестиани по сценарию Бляхина «Красные дьяволя та ».
О н явился киновоплощением идеи о «красных пинкертонах».
Количество советских фильмов росло быстро, но молодежь продолж ала смотреть и зарубежные кинокартины.
Опрос 1925 г.
— периода расцвета НЭПа — зафиксировал рост популярности кино в молодежной среде.
7 5 % опрошенных предпочитали походы в кинематограф любым другим видам досуга52.
При этом более 6 0 % юношей и девушек оценивали кино всего лишь как развлечение.
Им было безразлично идейное содержание фильмов53.
Подобная позиция не могла рассматриваться как норма в условиях главенства коммунистической системы мировоззрения.
Регламентирование походов в кино как важной части досуга властные и идеологические структуры стали вести такими же методами, как и регламентирование круга чтения.
В о второй половине 20-х гг.
началось активное вытеснение западных фильмов с советского киноэкрана.
К 1927 г.
они составляли чуть более четверти в общей массе картин, демонстрируемых в кинотеатрах российских городов54.
В 1928 г.
Первое всесоюзное партийное киносовещание при Ц К В К П(б) постановило вести «решительный курс на дальнейшее сокращение импорта кинокартин, постепенно ограничивая импорт культурными и высокохудожественными фильмами, однако при обязательном условии идеологической допустимости д л я нас ввозимых картин»55.
Это же совещание подчеркнуло, что «развлекательный материал кино» долж ен организовывать «мысли и чувства зрителя в нужном пролетариату направлении», способствовать углублению «классового самосознания рабочих»55.
Это нормализующее суждение властного уровня было внедрено
и в ментальные представления пролетарских масс, которым, как и в ситуации с литературой, предоставили возможность участвовать в создании кинопродукции.
Механизм участия носил критическо-раэрушмтельный характер обсуждения и осуждения.
В Ленинграде в 1928 г.
при обкоме комсомола была создана киногруппа, в задачу которой входила организация киноконференций,
чтения и критического разбора киносценариев на заводах и фабриках57.
Однако «делать кино» сложно.
Эго понимала даже разгорячен246

[стр.,250]

§ 1.Досуг или деятельности советов по контролю за кинопродукцией.
ТР А М явился первым звеном в механизме приспособления норм буржуазной городской культуры к уровню развития пролетарских масс.
Театр рабочей молодежи возник в Ленинграде в 1925 г.
В его задачи, как подчеркивалось в решении Северо-Западного бюро ЦК ВЛКСМ от 20 мая 1925 г., входила постановка «комсомольских пьес в плане не профессиональной работы, а самодеятельности широкой массы рабочей молодежи».
В этом же решении подчеркивалась именно политическая важность создания ТРА М а .
При формировании актерского состава необходимо было выделять «самых лучших, способных и выдержанных комсомольцев из клубов в театр, так как важность задач, которые ставит перед собой театр, требует строгого подхода»63.
Властные и идеологические структуры возлагали на ТР А М и задачу нормирования свободного времени молодежи.
Ленинградский губернский политпросветотдел в июне 1925 г.
вменил в обязанность нового творческого коллектива «...да ть ряд...
интересных спектаклей, отвечающих на политические и бытовые запросы молодежи...
тем самым организуя вечерний и праздничный до суг»64.
Первые спектакли ТР А М а нравились молодым рабочим: ведь на сцене действительно разворачивались эпизоды их жизни, отраженные в пьесах, написанных комсомольскими активистами.
Ярко выраженная политизированность ТРАМ а составляла особую гордость его создателей.
Руководитель ленинградского трамовского движения М.
Соколовский прямо заявлял
в 1929 г.
на первой всесоюзной конференции театров рабочей молодежи: «Мы меньше всего театр, мы больше всего группа энтузиастов, группа комсомольцев, строителей новой жизни, нового быта, но всетаки это строительство проводим мы через
театр, средствами театра...
Д ля нас, трамовских работников, нет театральной правды, для нас существует классовая
правда»65.
В начале 30-х гг.
ТР А М стал уделять все больше и больше внимания общественно-политическим и экономическим проблемам, он участвовал в социалистическом соревновании, боролся за выполнение пятилетнего плана, за чистоту партийных рядов.
Это наш ло отражение в тексте трамовского маршаМы театр рабочей молодежи.
С комсомолом в ногу мы идем.
В пятилетку силы свои вложим И покончим с классовым врагом66.
249

[Back]