грамотностью, первый раз взяли в руки книгу и газету, узнали что такое библиотека. Заключение Проведенное исследование проблемы формирования общественного сознания рабочего класса г. Ленинграда в 30-е гг. XX в. позволило сформулировать следующие выводы. Общественное сознание ленинградских рабочих в годы предвоенных пятилеток представляло собой сложное и многоплановое явление советской истории. Ведущую роль в нем играло государственное влияние. Координацией деятельности системы власти занимались партийно-государственные органы. Во второй половине 30-х гт. партия превратилась в массовую и самую эффективную организацию, призванную обеспечивать выполнение политических и социальноэкономических планов. Существующее единство партийно-государственного руководства обеспечивало результативность проводимых мероприятий. Власти удалось в короткие сроки создать разветвленную мощную систему воздействия на общественное сознание, работающую эффективно и давшую реальные результаты. В этот период общественное сознание рабочего класса подвергалось систематическому воздействию разветвленного идеологопропагандистского аппарата, в результате деятельности которого, на основе соответствующей информации, формировались заданные властью представления. Но внедрение каких-либо концепций в сознание масс возможно лишь при наличии доверия со стороны общества к власти. Необходимое доверие обеспечивалось механизмом по контролю и фильтрации информации, который позволял комбинировать фрагментарную информацию с псевдоинформацией, оборотом информации, то есть возможностью проверки обществом соответствия деклараций власти ее реальным шагам и намерениям, уровнем образования и культуры народа. 175 |
Во-вторых, крушение иллюзий относительно скорой победы пролетарской революции в других странах привело к постепенному отходу от доктрин мировой революции. В-третьих, внимание к общим историческим корням было призвано способствовать преодолению определенной разобщенности, возникшей в условиях массовых репрессий, должно было консолидировать советское общество. В-четвертых, завершающей стадией любой революции является процесс стабилизации, т. е. возвращение общества к своим традициям, но на новой основе. Время требовало некоторого подведения итогов, что и было сделано Сталиным в середине 30-х гг. путем объявления переходного периода законченным. В стране, по мнению руководства, была «осуществлена в основном первая фаза коммунизма, социализм»83. Проведенное исследование позволяет говорить о том, что с середины 30-х гг. XX в. постепенно стала утверждаться концепция советского патриотизма, превратившаяся в неотъемлемый элемент государственной идеологии. * * * Таким образом, 30-е гг. XX в. это сложный и, вместе с тем, достаточно целостный этап развития советского общества. В этот период массовое сознание подвергалось систематическому воздействию разветвленного идеолого пропагандистского аппарата, в результате деятельности которого, на основе соответствующей информации, формировались заданные властью представления. Но внедрение каких-либо концепций в сознание масс возможно лишь при наличии доверия со стороны общества к власти. Необходимое доверие обеспечивалось механизмом по контролю и фильтрации информации (который позволял комбинировать фрагментарную информацию с псевдоинформацией), оборотом информации (то есть, 81 83 Правда. 1936. 24 ноября. нравственных ресурсов общества, утверждать определенные ценностные ориентиры и нормативно-практические регуляторы поведения. Координацией деятельности указанной системы занимались партийногосударственные органы. Для действительности 1930-х гг. характерно, вопервых, интенсивное сращивание партии с государством, во-вторых, нарастание всевластия верхнего эшелона партийно-государственного аппарата. Опыт большевистской партии, рассчитанный на экстремальную ситуацию, оказался востребованным в межвоенный период истории страны. Во второй половине 30-х гт. партия превратилась в массовую и самую эффективную организацию, призванную обеспечивать выполнение политических и социально-экономических планов. Существующее единство партийно-государственного руководства обеспечивало результативность проводимых мероприятий. Созданная система власти позволяла сфокусировать все силы общества на достижении поставленной задачи. Значительную роль в формировании патриотического сознания сыграла оборонно-массовая работа, которая прошла в своем развитии несколько этапов. Первоначальный период, в целом, носил агитационнопропагандистский характер, основное внимание уделялось проведению массовых военно-спортивных мероприятий, походов. Начиная с 1929 г. акцент переноситься на сочетание военной пропаганды с широко развернутой сетью практической военной подготовки. Оборонно-массовая работа осуществлялась общественными объединениями, среди которых особо следует выделить созданный в 1927 г. «Союз Обществ содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР» (Осоавиахим). Распространенной формой работы являлись создаваемые на промышленных предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях кружки военных знаний, на смену которым пришли военно-учебные пункты, осуществлявшие подготовку по различным воинским специальностям, причем особое внимание уделялось еггрелковой работе и авиаделу. В 1940 г. бьели разработаны новые программы военного обучения, в соответствии с 195 202 ЗАКЛЮ ЧЕНИЕ Рассмотренный процесс формирования патриотического сознания советского общества в 30-е гг. XX в. представляет собой сложное и многоплановое явление советской истории. Ведущую роль в нем играло государственное влияние. Власти удалось в короткие сроки создать разветвленную мощную систему воздействия на общественное сознание, работающую эффективпо и давшую реальные результаты. Архивные материалы, данные периодической печати, воспоминания современников, официальные документы дают обширный материал для анализа осуществляемой политики. Итогом процесса формирования массового сознания 1930-х гг. стало появление нового типа личности, обладающей своими особыми чертами, что позволяет говорить о возникновении и существовании нового социо-культурного феномена советского менталитета. Формировавшиеся на протяжении столетий черты народного сознания трансформировались под воздействием новой идеологии и практики строительства социалистического общества, произошло укрепление традиционных ментальных доминант (смирение личности перед интересами коллектива, вековые традиции общинности, как основы бытия, ориентация самосознания народа па выполнение миссионерской спасительной для человечества задачи) и становление новых элементов (построение справедливого жизнеустройства, основанного на общественном согласии, сотрудничестве, без частной собственности, эксплуатации, культ вождя и т.д.) Для общественного сознания исследуемого периода характерна футуронаправленность. Стремление к достижению социальной справедливости органично воплотившееся в набиравших популярность революционных теориях XIX в. вылилось в осуществление строительства нового бесклассового общества всеобщего равенства. С данной целью напрямую связан социоцентризм, приоритет прав коллектива над правами |