Самым подходящим «материалом» для создания такого человека теоретики марксизма и лидеры русской революции считали рабочий класс. Они неоднократно отмечали наличие у представителей рабочего класса инстинкта, чутья предвиденья. Существовал некий стандарт, под который старались подогнать конкретных людей. Для этого необходимо было свести всех индивидуумов к некоему среднестатистическому знаменателю. И во второй половине 30-х гг. усилия (предпринимаемые с первых дней революции) по созданию человека, наделенного «новым сознанием» приносят первые плоды. Вступает в самостоятельную жизнь первое поколение советских граждан, родившихся либо незадолго до Октября, либо вскоре после революции, людей, социализация которых происходила в основном в условиях сталинского режима, которые не помнили (либо даже вовсе не знали) ни дореволюционного прошлого, ни действительной истории партии, ни истории Отечества и его культуры20. Постепенно в массовое сознание внедрялся постулат о том, что с победой социализма можно говорить и о возникновении нового человека. Идея создания нового человека является целью любой тоталитарной идеологии. Указанный «новый человек» существовал как бы на нескольких иерархических ступенях. Венчал «пирамиду» лидер (вождь), являвшийся воплощением лучших качеств; далее располагались партийные руководители, на третьей ступени герои труда. Если говорить о первых двухуровнях, то здесь «новый человек» проявлялся как бы в своей идеальной сущности, достичь которой обычному человеку невозможно, третья же ступень, предназначенная служить моделью, была относительно реальна для подражания. Основываясь на героических символах, пропаганда доказывала, что новый человек с исключительными качествами уже родился. Наиболее популярным миф о «новом человеке» становится с середины 30-х гт., когда он превращается в венец всей советской идеологии. 20 Баталов, Э. Культ личности и общественное сознание / Э.Баталов. И Суровая драма народа: Ученые и публицисты о природе сталинизма.-М.: Политиздат, 1989.-С . 17. 73 |
23 Бесспорно, идеолого-пропагандистская система должна учитывать особенности массового! сознания (наличие устойчивых стереотипов, i I преобладание эмоциональных элементов над аналитическими, тягу к упрощенным причинно-следственным связям, к персонификации предметов и явлений}3. Массовое сознание в 30-е гг. формировалось под влиянием разнообразных фактор<)в: социально-экопомических и политических i преобразований, происходивших в стране в данный период, особенностей ! людей (национальных, 'профессиональных, возрастных и т. п.), основ российское менталитета, обретенных социалистических идей, придававших историческим традициям! новую политическую и идейную окраску. Нельзя i не учитывать и карательную практику сталинского тоталитарного режима, i создаваемую ею психологию нагнетаемого страха. Специфика 30-х гг. i предопределила двойственный характер сознания общества. j На основе анализа jдокументов и материалов в таком многомерном I образовании как массовое сознание советских людей 30-х гг. XX а. могут i быть выделены следующие составляющие: социоцентризм, ориентация на светлое будущее (футуронаправлеиность), социальный оптимизм, теория j «нового человека», культ! вождя, малые культы, пантеон героев, идея врага i (бинарное восприятие мира). I Базовой идеологемой 30-х гг. является социоцентризм (культ коллектива), неразрывно! связанный со стремлением к созданию «нового человека», с обновленным сознанием и высокой нравственностью, грамотного i и культурного. Существовал некий стандарт, под который старались подогнать конкретных людей. Для оттого необходимо было свести всех индивидуумов к некоему среднестатистическому знаменателю. И во второй половине 30-х гг. усилия (предпринимаемы^ с первых дней революции) по созданию человека, I 1 См.: Зубкош ЕЮ. История и общественное сознание II Преподавание истории в школе. 1994. № 1. С. 6. наделенного «новым сознанием» приносят первые плоды. Вступает в самостоятельную жизнь первое поколение советских граждан, родившихся либо незадолго до Октября, либо вскоре после революции, людей, социализация которых происходила в основном в условиях сталинского режима, которые не помнили (либо даже вовсе не знали) ни дореволюционного прошлою, ни действительной истории партии, ни истории Отечества и его I культуры4. Постепенно в массовое сознание внедряется постулат о том, что с победой i социализма можно говорить и о возникновении нового человека. (Например, о воспитании «нового типа человека, который рождает наша советская социалистическая действительность» говорилось на проходившем в Москве в декабре 1935 г. совещании учителей5.) Идея создания нового человека является I цслыо любой тоталитарной идеологии. Указанный «новый человек» существовал как бы на нескольких иерархических ступенях. Венчал «пирамиду» лидер (вождь), являвшийся воплощением лучших качеств; далее располагались партийные1руководили, на третьей ступени герои пруда. Если говорить о первых двух уровнях, то здесь «новый человек» проявлялся как бы в своей идеальной сущности, достичь которой обычному человеку невозможно, третья же ступень, предназначенная служить моделью, была I относительно реальна для подражания. Основываясь на героических символах, пропаганда доказывала, что новый человек с исключительными качествами уже родился. Наиболее популярным миф о «новом человеке» становится с середины 30-х гг., когда он превращается в венец всей советской идеологии. Возвращаясь к вопросу о социоцентризме, следует отметить, что в 30-е гг. внимание к отдельной личности заменяется культом коллектива. Яркие свидетельства этого содержатся в наблюдениях известного французскою I 4 Баталов Э. Культ личности и общественное сознание // Суровая драма парода: Ученые и публицисты о природе сталинизма. М., 1989. С. 17. 5ЦМЛМ. Ф. Р-528. On. l] Д. 260. Л. 10. 24 |