Проверяемый текст
Родионова, Ирина Витальевна; Механизмы формирования патриотического сознания населения в 1930-е гг. (Диссертация 2004)
[стр. 75]

когда «я» вторично по отношению к «мы»22.
Социоцентризм тесно связан с идеей мессианства (государства, партии).
По мнению русского мыслителя, крупнейшего философа Н.А.
Бердяева «русская национальная мысль питается чувством богоизбранности и богоносности России» .
«Вместо Третьего Рима, в России удалось осуществить Третий Интернационал и на Третий Интернационал перешли многие черты Третьего
Рима»24.
Если до 1917 г.
господствовала идея о России, как православном государстве, задача которого заключалась в сохранении и распространении истинной веры, то в изучаемый период, Россия должна была стать главным субъектом мировой пролетарской революции.
От подобных настроений неотделимы ни идея социальной справедливости, ни дистанцирование от национальных и личных интересов.
Мессианская нота в официальной пропаганде усиливается с середины 30-х
гт.
в связи с утверждением о победе социализма в СССР.
Главной целью, провозглашенной марксизмом, являлось изменение мира и построение «светлого будущего».
В связи с этим, устремленность в будущее, ориентация на него характерная черта всей марксистской идеологии.
Призывы к движению по социалистическому пути опирались на психологию веры, стремление людей жить в новом мире, не знающем эксплуатации, в мире социального равенства и справедливости.
Данная футуронаправленность имеет две особенности: во-первых, отрицание связи с историческим прошлым страны, что было характерной чертой духовной жизни советского общества в 20-е начале 30-х гг.;
вовторых, принесение реальных ценностей настоящего в жертву будущему.
Амбициозные исторические перспективы, желание обогнать время способствовали возникновению особого исторического сознания, для которого прошлое и настоящее не имелосамостоятельнойценности.

22Баранова,Н.
Б.
Властьивоздействиенамассовое сознаниев 30-е годыXX в.
(наматериалахСреднего Поволжья):Дисс....докг.ист.н.-М.,
1997.-С.
138,146.
23Бердяев,НА СудьбаРоссш/НАБердяев.-М.: Советскийписатель, 1990.-С .
8.
75
[стр. 26]

Как справедливо отмечает в своем исследовании Н.Б.
Баранова, социоцентризм является эндогенным явлением, он опирается на глубокие генетические корни в российском социуме, так как традиционным аспектом русского менталитета была соборность, интегрированность бытия «я» и «мы», когда «я» вторично по отношению к «мы»8.
Социоцентризм тесно связан с идеей мессианства (государства, партии).
По мнению русского мыслителя, крупнейшего философа Н.А.
Бердяева «русская национальная мысль питается чувством богоизбранности и богоносности России»9.
«Вместо Третьего Рима, в России удалось осуществить Третий Интернационал и на Третий Интернационал перешли многие черты Третьего
Рима»10.
Если до 1917 г.
господствовала идея о России, как православном государстве, задача которого заключалась в сохранении и распространении истинной веры, то в изучаемый период, Россия должна была стать главным субъектом мировой пролетарской революции.
От подобных настроений неотделимы ни идея социальной справедливости, ни дистанцирование от национальных и личных интересов.
Мессианская нота в официальной пропаганде усиливается с середины 30-х
гг.
в связи с утверждением о победе социализма в СССР.
Главной целью, провозглашенной марксизмом, являлось изменение мира и построение «светлого будущего».
В связи с этим, устремленность в будущее, ориентация на него характерная черта всей марксистской идеологии.
Призывы к движению по социалистическому пути опирались на психологию веры, стремление людей жить в новом мире, не знающем эксплуатации, в мире социального равенства и справедливости.
Данная футуронаправленность имеет две особенности: во-первых, отрицание связи с историческим прошлым страны, что было характерной чертой духовной жизни советского общества в 20-е начале 30-х гг.;
во8 Воронова Н.Б.
Власть и воздействие на массовое сознание в 30-е годы XX в.
(на материалах Среднего Поволжья): Дисс....

докт.
ист.
н.
М., 1997.
С.
138, 146.
9Бердяев Н.А.
Судьба России.
М., 1990.
С.
8.
10Бердяев НА.
Истоки и смысл русского коммунизма.
М., 1990.
С.
118.
26

[стр.,27]

вторых, принесение реальных ценностей настоящего в жертву будущему.
Амбициозные исторические перспективы, желание обогнать время способствовали возникновению особого исторического сознания, для которого прошлое и настоящее не имело самостоятельной ценности.

Официальная пропаганда неустанно объявляла мыслимые и немыслимые планы быстроисполнимыми, не оставляя людям ни тени сомнения.
Во второй половине 30-х гг., когда была провозглашена победа социализма, восторг перед будущим сменился восторгом перед настоящим.
Объекгивной причиной этого было достижение определенного социального прогресса.
В предвоенные пятилетки было построено и реконструировано 9000 крупных промышленных предприятий общесоюзного значения, расширен, во многом создан заново весь комплекс машиностроения, химической, оборонной промышленностей, появились новые отрасли авиационная, автомобильная, тракторная и другие.
СССР оказался в ряду индустриальных государств, став одной из 3 4 стран, способных производить любой вид промышленной продукции, доступной в то время человечеству.
Перед Второй мировой войной наша страна заняла второе место в мире по промышленному производству.
Высокий жизненный тонус, бурный созидательный энтузиазм длительное время поддерживался благодаря пробужденному чувству хозяина, освобожденного труда на себя и своих детей, ради будущего страны.
Грандиозность планов оказывала мощное стимулирующее воздействие на рабочих, народ получил явную перспективу строительства нового общества на базе индустриализации.
Частью российского менталитета на протяжении столетий была сосредоточенность на высших идеалах, готовность терпеть лишения ради более светлого будущего, надежда на возможность пробиться в него.
К тому же традиционно народ жертвовал личными интересами во имя созидания и укрепления государства, выступавшего не только как принцип организации, но и как идеал, нравственная ценность.
Все это побуждало большую часть народа осознанно идти на лишения ради создания мощной индустриальной державы, 27

[Back]