Таким образом, литература, искусство, кино вносили свою лепту в создание атмосферы общественного энтузиазма и являлись одновременно зеркалом, в котором эти настроения отображались. В агитационно-пропагандистской работе активно использовали прием сравнения, сопоставления (в частности, между положением трудящихся до 1913 г. и их жизнью в 30-е гг.). «Сопоставление между прошлым, что было до Великой Октябрьской социалистической революции, и настоящим.., говорилось в рекомендации партийных органов Московского района г. Ленинграда, поможет агитаторам ярче и убедительнее показать трудящимся весь ужас капиталистической каторги и нашу сегодняшнюю прекрасную социалистическую действительность»31. В 30-е гг. образ социалистической Родины персонифицировался в личности главы государства, следствием чего стало складывание культа вождя. Процесс возвеличивания вождя и его учения в условиях советской действительности произошел не сразу. Прообразом культа Сталина стал культ Ленина. Несмотря на то, что Владимир Ильич уклонялся от создания культа собственной личности и всю энергию употребил на то, чтобы доказать и отстоять непререкаемый авторитет основоположников марксизма, ореол исключительности вождя все же формировался. В статье «Ленин как революционный теоретик» (1920 г.) редактор газеты «Правда» Н.И. Бухарин назвал Ленина «величайшим», «мировым вождем», «гениальным тактиком» и «гениальным теоретиком», а его учение о диктатуре рабочий класса характеризовал как «евангелие современного пролетарского движения»32. Подобные дифирамбы вскоре стали нормой и приняли форму восхваления вождя. В 1923 г. «в ознаменование 25-летнего юбилея партии» бьи создан Институт Ленина, основное предназначение которого состояло в том, чтобы «овладеть методами теории и практики ортодоксального марксизма»33. В 1924 3 1Впомощь агитатору. Л., 1937. С. 3. 32Бухарин, Н.И. Проблемытеорииипрактики социализма/ Н.И. Бухарин.М.: Политиздат, 1989. С. 117,180. 33Известия,-1923.-4 апреля. |
Таким образом, литература, искусство, кино вносили свою лепту в создание атмосферы общественного энтузиазма и являлись одновременно зеркалом, в котором эти настроения отображались. В агитационно-пропагандистской работе активно использовали прием сравнения, сопоставления (в частности, между положением трудящихся до 1913 г. и их жизнью в 30-е гг.). «Сопоставление между прошлым, что было до Великой Октябрьской социалистической революции, и настоящим.., говорилось в рекомендации партийных органов г. Ленинграда, поможет агитаторам ярче и убедительнее показать трудящимся весь ужас капиталистической каторги и нашу сегодняшнюю прекрасную социалистическую действительность»16. Сравнивалась счастливая жизнь в СССР с тяжелым образом жизни трудящихся в капиталистических странах. В условиях крупнейшего за всю историю капитализма экономического кризиса 1929 1933 гг. (в ходе которого объем мировой торговли сократился на 2/3, а объем промышленного производства в западных странах на треть) советская печать справедливо отмечала резкое ухудшение положения широких масс, рост безработицы и социальной напряженности, массовое разорение крестьянских хозяйств за рубежом. Постепенно ситуация в странах Запада стабилизировалась, но тезис о постоянном ухудшении положения трудящихся и о нарастании классовой борьбы остался, догматизировался и воспроизводился при каждом удобном случае1\ В 30-е гг. образ социалистической Родины персонифицировался в личности главы государства, следствием чего стало складывание культа вождя. Процесс возвеличивания вождя и его учения в условиях советской действительности произошел не сразу. Прообразом культа Сталина стап 31 i6 _ В помощь агитатору. Л., 1937. С. 3. 1 1 Голубев А.В. Формирование образа впешнего мира в СССР. 30-е годы // Мировосприятие и самосознание русского общества. Вып. 3. Российская ментальность: методы и проблемы изучения. М., 1999. С. 200. культ Ленина. Несмотря на то, что Владимир Ильич уклонялся от создания культа собственной личности и всю энергию употребил на то, чтобы доказать и отстоять непререкаемый авторитет основоположников марксизма, ореол исключительности вождя все же формировался, В статье «Ленин как революционный теоретик» (1920 г.) редактор газеты «Правда» Ы.И. Бухарин назвал Ленина «величайшим», «мировым вождем», «гениальным тактиком» и «гениальным теоретиком», а ею учение о диктатуре пролетариата характеризовал как «евангелие современного пролетарского движения»1 *. Подобные дифирамбы вскоре стали нормой и приняли форму восхваления вождя. В 1923 г. «в ознаменование 25-летнего юбилея партии» был создан Институт Ленина, основное предназначение которого состояло в том, чтобы «овладеть методами теории и практики ортодоксального марксизма»19. В феврале 1924 г. историк, заместитель наркома просвещения М.Н. Покровский говорил о том, что в Ленине мир потерял «величайшего вождя пролетарского движения, величайшего человека, которого видел мир»20. В том же году член Политбюро ЦК РКП(б) Г,Е. Зиновьев говорил о Ленине как о «пророке нового общества», «апостоле коммунизма»21. Культ Ленина к концу 20-х гг. уже превратился в неотъемлемый институт общественной жизни. В некоторой степени, промежуточным был культ Троцкого, достигший небывалых масштабов уже в 1924 г. Тогда то и возникла концепция двух вождей, в которой позднее место Троцкого занял Сталин. Эта теория удачно подчеркивала преемственность власти Сталина от Ленина. Портрет Иосифа Виссарионовича массовым тиражом впервые появился на обложке «Огонька» в 1925 г. Началось активное переименование улиц, площадей, городов, связанных с именем вождя: Сталинград (бывший Царицын), I^ — Бухарин Н И Проблемы теории и практики социализма. М., 1989. С. 117,180. Известия. 1923, 4 апреля. 20РГАСПИ. Ф. 147. Он. 1. Д. 10. Л. 25. 2) Коммунистический Интернационал. 1925. № \. С. 15. 32 |