именовали своего кумира «стойким защитником генеральной линии», «лучшим учеником Ленина» и высказывались за превращение его в символ партии37. Второй этап берет свое начало в 1934 г., когда происходит резкий перелом в создании образа вождя, в связи с 10-летием смерти В.И. Ленина закрепляется тезис: «Сталин это Ленин сегодня» и с этого времени сталиниана канонизируется. Сталин обрел статус истинного и верного ученика Ленина. «Сталинский взгляд, как твои глаза, Сталин нам скажет, что ты бы сказал, И мы, безгранично тебя любя, В Сталине видим тебя»38, подобного рода эпитеты можно встретить практически в любой многотиражной газете времен первых предвоенных пятилеток. Как уже отмечалось, созданию культа Сталина способствовала окружавшая его политическая верхушка. Соратники обращаясь к Сталину называли его «учителем», «великим вождем», «другом трудящихся всего мира». С 1935 г. все чаще выдающиеся события в стране приписывались Сталину, а некоторые лозунги обретали сталинские олицетворения. Негласное требование создать произведение, восхвалявшее Сталина, предъявлялось к каждому профессиональному писателю, особенно обладавшему репутацией талантливого мастера. Ритуал почитания вождя в СССР, с одной стороны, имел опору «снизу», в самих массах, а с другой, он активно и сознательно насаждался «сверху», причем инициатива здесь исходила от вождя и окружавшей его политической верхушки, ничего не сказали. Фактически любое выступление, вне зависимости от темы, должно было содержать восторженные упоминания о Сталине. 37 Орджоникидзе, Г.К. Отчет ЦКК РКИ. Доклад на XVI съезде ВКП(б) 2 шаля1930 г. / ПК Орджоникидзе.//Статьииречи:в2-хтомах.М, 1957.Т.2.С 246. 3®Болыиевичка.-1937.-21 января. 82 |
Сталинабад (Душанбе), Сталинск (Новокузнецк), Сталинири (Цхинвали), Сталиногорск (г. Бобрики Московской области) и др.22 (К 1941 г. в стране было 64 города и района с корнем «Сталин»). Впервые Сталин был назван единственным вождем партии в декабре 1929 г. в ходе масштабной идеологопропагандистской кампании, связанной с его 50-летием. С этого времени в советской исторической науке наблюдается стремление приписать ему ведущую роль в Октябрьской революции. Анализ генезиса культа Сталина позволяет выделить три этапа в этом процессе. Первый начался в конце 20-х гг. (приблизительно с 1929 г., когда праздновался сталинский юбилей). Станин, его приближенные и идеологический аппарат создавали культ вождя исподволь и целенаправленно. На XVI съезде ВКП(б) (1930 г.) сподвижники Сталина именовали своего кумира «стойким защитником генератьной линии», «лучшим учеником Ленина» и высказывались за превращение его в символ партии23. В 1931 г. на письмо И.В. Станина «О некоторых вопросах истории большевизма» в журнал «Пролетарская революция» откликнулись все газеты, даже районные24. Второй этап берет свое начало в 1934 г., когда происходит резкий перелом в создании образа вождя, в связи с 10-летием смерти В.И. Ленина закрепляется тезис: «Сталин это Ленин сегодня» и с этого времени сталиниана канонизируется. Как уже отмечалось, созданию культа Сталина способствовала окружавшая его политическая верхушка. В частности, нарком обороны СССР К.Е. Ворошилов, завершая речь по поводу 17-й годовщины Октября, сказал: «Да здравствует наш кормчий, вождь и друг великий Сталин». Соратники обращаясь к Сталину называли его «учителем», 33 22 См.: Фишман А. Какие города в свое время носили имя Сталина // Аргументы и факты. 1989. № 13.С. S. 23 Орджоникидзе Г.К. Отчет ЦКК РКИ. Доклад на XVI съезде ВКП(б) 2 июля 1930 г. К Орджоникидзе Г.К. Статьи и речи: в 2-х томах. М., 1957. Т. 2. С. 246. м Государственный архив Российской Федерации (Далее: ГЛРФ). Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 3510. Л. 6. «великим вождем», «другом трудящихся всего мира». По мнению Е.В. Ярославского было необходимо «во всех учебниках дать больше о Сталине, о его роли в строительстве партии, в руководстве ею, в разработке её идеологии, её организации, её тактики. <...> Учебники по истории партии надо насытить материалом о т. Сталине не только в период после смерти Ленина. В особенности же надо показать роль т. Сталина после смерти Ленина, то, что он поднял учение Ленина на новую ступень» . С 1935 г. все чаще выдающиеся события в стране приписывались Сталину, а некоторые лозунш обретали сталинские олицетворения. Негласное требование создать произведение, восхвалявшее Сталина, предъявлялось к каждому профессиональному писателю, особенно обладавшему репутацией талантливого мастера. В начале 1936 г. «Известия» опубликовали стихотворение Б.Л. Пастернака «Мне по душе строптивый норов...», в котором поэт подчёркивал слитность собственной «малости» и величия Сталина. А в теже дни нарасстоянъи За древней каменной стеной Живёт не человек деянье, Поступокростам в ишрземной, Судьбадача емууделам Предшествующегопробел. Он-то. чтоснилось самым смелым, Но до него никтоне смел... В собраниисказок иреликвий, Кремлём плывущихнадМосквой, Столетьятакк немупривыкли, Какк бою башни часовой И этим гением поступка 34 25 РГАСПИ. Ф. 89. On. 1. Д. 84. Л. 15. Такпоглощён другойпоэт, Чтотяжелеет, словногубка, Любою ш егопримет. Как в этой двухголосной фуге Он сам ни бесконечномал, Он верит в знанье друго друге Предельно крайних двух начал26. Создание этого произведения Пастернак считал своей «искренней, одной из сильнейших (последней в тот период) попыткой жить думами времени и ему в тон»27. Действительно, немало талантливых творческих людей питали к Сталину уважение и искренне восхваляли его в стихах и прозе. Ритуал почитания вождя в СССР, с одной стороны, имел опору «снизу», в самих массах, а с другой, он активно и сознательно насаждался «сверху», причем инициатива здесь исходила от вождя и окружавшей его политической верхушки. О механизме формирования культа Сталина содержатся выразительные свидетельства в воспоминаниях А.О. Авдеенко. Вчерашний рабочий, ставший одним из призёров кампании по «призыву ударников в литературу», Авдеенко был избран делегатом Всесоюзного съезда Советов. Накануне начала работы съезда он был вызван к редактору «Правды» Л.З. Мехлису. Основная задача беседы состояла в разъяснении некоторых принципиальных моментов. Проанализировав одну речь Авдеенко, имевшую большой политический резонанс, Мехлис обратил внимание на то, что она «была бы ещё лучше, если бы вы не разъединили Советскую власть и Сталина». Процитировав выдержку речи: «Я счастлив, смел, дерзок, силён, любопытен, люблю всё красивое, здоровое, хорошее, правдивое всё благодаря тебе, Советская власть», Мехлис пояснил: «Советская власть это, прежде всего, Сталин. Именно его мы должны благодарить за всё, что делалось и делается в стране хорошего. А вы об этом 26Известия. 1936. 7 января. 27Пастернак Б. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 2. М., 1989. С. 620. 35 |