Проверяемый текст
Родионова, Ирина Витальевна; Механизмы формирования патриотического сознания населения в 1930-е гг. (Диссертация 2004)
[стр. 84]

В 1937 1940 гг.
пресса продемонстрировала наибольшую активность в создании рассматриваемого культа, в эти годы все сколько-нибудь значимое срасталось с его именем.
«Всеобщим одобрением народа встречено постановление Совнаркома СССР об установлении премий и стипендий имени Сталина, присуждаемых ежегодно деятелям науки, искусства, литературы за выдающиеся работы.
Это постановление правительства вызывает новый подъем творческой деятельности советской интеллигенции, ибо не может быть большей награды для ученого, литератора, художника, чем премия имени Сталина величайшего ученого, борца и творца передовой
науки»41.
В 1939 г.
(в год 60-летия Сталина) он был избран почетным членом АН СССР.

В приветствиях ЦК ВКП(б), СНК и Главного Военного Совета И.В.
Сталину в связи с его 60-летием, он именуется «великим продолжателем дела Ленина», «вождем социалистического государства», на чьих «теоретических работах и блестящих практических делах Красная Армия воспитывается в духе советского патриотизма, в духе пролетарского интернационализма», одним из основоположников коммунизма, наряду с Марксом, Энгельсом, Лениным.
Почитание вождя приобретает характер «светской религии».
В
1940 г.
в одном из академических журналов, все культовые наименования Сталина были сведены в одно место.
«Кормчий могучего советского корабля, зодчий социалистического хозяйства, строитель новой культуры, заботливый садовник, выращивающий людей, лучший друг народа, руководитель мирового коммунистического движения, отец и учитель всех эксплуатируемых и угнетенных, непреклонный боевой
вождь»42.
Лидер становится отцом народа.
Идеологи вырабатывают соответствующие речевые обороты и обращения, в которых на первый план выходят патриархальные титулования.
Можно сказать, что Сталин становится олицетворением государства.
Все, что имело отношение к Иосифу Виссарионовичу, должно было носить
41 Прада-1940,-2 февраля.
42НашСталин.-Проблемыэкономики.
-1940,№ 1.-012.
84
[стр. 38]

выдвиженцем» выглядит рядом с суровым генсеком Хрущев (В.
Саввин «И.В.
Сталин и Н.С.
Хрущев», 1939)32.
В 1937 1940 гг.
пресса продемонстрировала наибольшую активность в создании рассматриваемого культа, в эти годы все сколько-нибудь значимое срасталось с его именем.
«Всеобщим одобрением народа встречено постановление Совнаркома СССР об установлении премий и стипендий имени Сталина, присуждаемых ежегодно деятелям науки, искусства, литературы за выдающиеся работы.
Это постановление правительства вызывает новый подъем творческой деятельности советской интеллигенции, ибо не может быть большей награды для ученого, литератора, художника, чем премия имени Сталина величайшего ученого, борца и творца передовой
науки»33.
В 1939 г.
(в год 60-летия Сталина) он был избран почетным членом АН СССР,
а философы журнала «Под знаменем марксизма» дали клятву верности «сталинским идеям»34.
В приветствиях ЦК ВКП(б), СНК и Главного Военного Совета И.В.
Сталину в связи с его 60-летием, он именуется «великим продолжателем дела Ленина», «вождем социалистического государства», на чьих «теоретических работах и блестящих практических делах Красная Армия воспитывается в духе советского патриотизма, в духе пролетарского интернационализма»35, одним из основоположников коммунизма, наряду с Марксом, Энгельсом, Лениным .
Почитание вождя приобретает характер «светской религии».
Выступая
в ноябре 1939 г.
на X Всесоюзном съезде профсоюза работников искусств, 32Там же.
С.
485.
33 Правда.
1940.
2 февраля.
34 Яхот И.
Подавление философии в СССР (20 30-е годы) // Вопросы философии.
1991.
№ И.О.
78.
35РГАСПИ.
Ф.
74.
Он.
2.
Д.
56.
Л.
45,48, 52, 56, 69.
36 РГАСПИ.
Ф.
89.
Оп.
6.
Д.
9.
Л.
46.
38

[стр.,39]

актер Н.К.
Черкасов призвал присутствующих трудиться так, «чтобы осуществить нашу заветную мечту угодить Великому Сталину» .
В 1940 г.
в одном из академических журналов, все культовые наименования Сталина были сведены в одно место.
«Кормчий могучего советского корабля, зодчий социалистического хозяйства, строитель новой культуры, заботливый садовник, выращивающий людей, лучший друг народа, руководитель мирового коммунистического движения, отец и учитель всех эксплуатируемых и угнетенных, непреклонный боевой
вождь»38.
Как видим, лидер становится отцом народа.
Идеологи вырабатывают с оответствующие речевые обороты и обращения, в которых на первый план выходят патриархальные титулования.
Можно сказать, что Сталин становится олицетворением государства.
Все, что имело отношение к Иосифу Виссарионовичу, должно было носить
эпитеты в превосходной степени.
В этих условиях «стихия народного восхищения» не знала границ.
В процессе оформления культа немалую роль сыграно использование фольклора приспособленного для этой цели.
Регулярно публиковались частушки, народные песни, записанные в разных областях страны39.
Иллюстрацией подобною творчества может служить частушка, записанная в Московской области.
Вьются флаги, вьются ввысь.
Украшают дали, Нам зажиточную жизнь Дал товарищ Сталин40.
39 37 Российский государственный архив литературы и искусства (Далее: РГАЛИ).
Ф.
962.
Оп.
3.
Д.
607.
Л.
17.
38Наш Сталин // Проблемы экономики.
1940.
№ 1.
С.
12.
39Правда.
1935.
19 апреля.
22 мая, 23 мая; 1937.
1 января, 15 января.
40 Правда.
1935.
19 апреля.

[Back]