Проверяемый текст
Родионова, Ирина Витальевна; Механизмы формирования патриотического сознания населения в 1930-е гг. (Диссертация 2004)
[стр. 85]

эпитеты в превосходной степени.
В этих условиях «стихия народного восхищения» не знала границ.
Исследование процесса сакрализации вождя позволяет сделать вывод, что
этот процесс был в значительной мере связан с потребностью в харизматическом лидере, что можно считать проявлением традиционных черт российской ментальности.
Существовавшая в России на протяжении столетий монархия оставила глубокий след в массовом сознании, которое не могло легко и быстро изменить психологические доминанты.
Характеризуя вождистский синдром, следует отметить, что он помогал консолидировать общество, сохранять баланс социально-политических сил.
Можно утверждать, что устойчивость культа вождя была связана как с деятельностью пропагандистской машины, так и с особенностями массового сознания.
Сталин стал символом верховной власти, которая являлась высшим арбитром, источником справедливости, истины.
Во второй половине 30-х гг.
неотъемлемой чертой образа вождя стала роль гаранта успешного развития страны и счастливой жизни граждан.
Истоки подобного
отношения народа следует искать в сохранившемся в сознании новых поколений традиционном патерналистском восприятии лидера государства.
В отличие от последующих лет, когда внимание фокусировалось, сосредоточивалось исключительно на фигуре лидера, культовая атмосфера 30-х
тт.
выражалась также в существовании «малых культов» членов Политбюро и руководителей местных партийных организаций.

Помимо указанных культов политических деятелей советская политическая мифология содержала и целый пантеон героев.
Обращение к героическим примерам, предназначенным служить моделью для массового подражания, является широко распространенным в истории
явлением43.
Однако в 30-е гг.
оно имело свои особенности.
Во-первых, в 20-е начале 30-х гг.
прославлялись только
43 Сенявская, Е.С Героические символы иллюзии и реальности / ЕС Сенявская.
// Мировосприятие и самосознаниерусскогообщества(XI-XXвв.)Сборникстатей..М.,
1994.-С.
164.
85
[стр. 40]

Сказительницы начали воспевать мудрое правление Сталина и его деяния: борьбу с белогвардейцами, счастливую жизнь советских людей и т.п.41 Исследование процесса сакрализации вождя позволяет сделать вывод, что он в значительной мере связан с потребностью в харизматическом лидере, которая является частью генетического кода нашего социума.
Существовавшая в России на протяжении столетий монархия оставила глубокий след в массовом сознании, которое не могло легко и быстро изменить психологические доминанты.
Характеризуя вождистский синдром, следует отметить, что он помогал консолидировать общество, сохранять баланс социально-политических сил.
Можно утверждать, что устойчивость культа вождя была связана как с деятельностью пропагандистской машины, так и с особенностями массового сознания.
Сталин стал символом верховной власти, которая являлась высшим арбитром, источником справедливости, истины.
Во второй половине 30-х гг.
неотъемлемой чертой образа вождя стала роль гаранта успешного развития страны и счастливой жизни граждан.
Истоки подобного
отношепия народа следует искать в сохранившемся в сознании новых поколений традиционном патерналистском восприятии лидера государства.
В отличие от последующих лет, когда внимание фокусировалось, сосредоточивалось исключительно на фигуре лидера, культовая атмосфера 30-х
гг.
выражалась также в существовании «малых культов» членов Политбюро и руководителей местных партийных организаций.

Ещё в 1925 г.
К.Е.
Ворошилову шли письма со стихотворениями самодеятельных авторов, прославлявшие деяния наркома42.
Свою роль в формировании малых культов сыграло искусство.
В живописи особенно повезло К.Е.
Ворошилову, чьи 40 4' См.: Творчество народов СССР.
М., 1937.
С.
100 104.
(Крюкова М.С.
«Слава Сталину будет вечная») 42 РГАСПИ.
Ф.
74.
Он.
1.
Д.
296.
Л.
1.


[стр.,42]

изготовленные из различных злаков.
В 1936 г.
секретарь Харьковского обкома Демченко приказал вывесить в дни первомайских праздников на фасадах учреждений и жилых домов свои многочисленные портреты, распорядившись отпечатать их на бумаге, предназначенной для школьных учебников47.
В дневниках пионерских отрядов школы «Высокий поселок», расположенной в пригороде Харькова содержатся следующие слова: «Спасибо партии, правительству и нашему комсоргу за счастливую и веселую жизнь».
Ученики этой школы, как выявила, проводившаяся в 1а феврале 1936 г., проверка считали комсорга Пелепчука «вождем» .
Данный факт, хотя и оценивался проверяющимися отрицательно, являлся логичным следствием культовой атмосферы изучаемого периода.
Помимо указанных культов политических деятелей советская политическая мифология содержала и целый пантеон героев.
Обращение к героическим примерам, предназначенным служить моделью для массового подражания, является широко распространенным в истории
явлением49.
Однако в 30-е гг.
оно имело свои особенности.
Во-первых, в 20-е начале 30-х гг.
прославлялись только
герои постреволюционной России, поскольку в этот период дореволюционная героическая история отвергалась, официальная пропат-анда отрицата существование универсальных, не зависящих от классовой принадлежности, черт национального характера.
Отмечалось, что Октябрьская революция открыв новую эру в истории человечества, породила советское общество, которое в значительной степени начинает свою историю с чистого лиспа Во-вторых, в 30-е гг.
роль государства (обладавшего монополией на СМИ) в формировании героических символов была беспрецедентна Поэтому созданные в тот период символы представляли собой причудливое сочетание реальных фактов и вымысла В 47Роговин В.З.
Сталинский неонэп.
М., 1995.
С.
276 278.
4 КРГАСПИ.
Ф.
17.
Оп.
120.
Д.
237.
Л.
2.
49Сенявская Е.С.
Героические символы: иллюзии и реальности
И Мировосприятие и самосознание русского общества (XI XX пп.) Сборник статей / Отв.
ред.
Л.Н.
Пушкарсв.
М., 1994.
С.
164.
42

[Back]