Проверяемый текст
Родионова, Ирина Витальевна; Механизмы формирования патриотического сознания населения в 1930-е гг. (Диссертация 2004)
[стр. 86]

герои постреволюционной России, поскольку в этот период дореволюционная героическая история отвергалась, официальная пропаганда отрицала существование универсальных, не зависящих от классовой принадлежности, черт национального характера.
Отмечалось, что Октябрьская революция открыв новую эру в истории человечества, породила советское общество, которое в значительной степени начинает свою историю с чистого
листа.
Во-вторых, в 30-е гг.
роль государства (обладавшего монополией на СМИ) в формировании героических символов была беспрецедентна.
Поэтому созданные в тот период символы представляли собой причудливое сочетание реальных фактов и вымысла.
В
обстановке «культа личности» культ отдельных героев становился естественным.
Механизм формирования образа героя ярко виден
на примере участника Гражданской войны, командира 25-й стрелковой дивизии, сыгравшей значительную роль в разгроме войск А.В.
Колчака,
В.И.
Чапаева.
Выдающийся фильм «Чапаев» братьев Васильевых способствовал превращению реальной личности в героический символ.
Фильм, который авторы предполагали сделать вольной интерпретацией на тему героя, был воспринят как абсолютная
реальность44.
Народ с готовностью впитывал в себя преподносимые символы, искренне веря, что именно такими должны
быть его герои.
Примеры героизма вызывали духовный подъем в обществе, развивали стремление подражать им, равняться на них.
Тем более что 30-е гг.
показали множество примеров мужества и самоотверженности советских людей в борьбе с естественными трудностями и внешним врагом.
Спасение челюскинцев, полеты Чкалова вызывали неподдельный энтузиазм, воспринимались народом не просто как проявление героизма отдельных лиц, а символизировали коллективизм всего общества.
Таким образом, героизм выполнял воспитывающую и мобилизующую функции, он был также системообразующим элементом, поскольку главным качеством любого героя, прославляемого советской пропагандой являлась беззаветная преданность (до самопожертвования) социалистическим
ценностям.
44БрагъяВасильевыСобраниесочиненийв3-хтт.М., 1982.Т.2.С.
140.
86
[стр. 42]

изготовленные из различных злаков.
В 1936 г.
секретарь Харьковского обкома Демченко приказал вывесить в дни первомайских праздников на фасадах учреждений и жилых домов свои многочисленные портреты, распорядившись отпечатать их на бумаге, предназначенной для школьных учебников47.
В дневниках пионерских отрядов школы «Высокий поселок», расположенной в пригороде Харькова содержатся следующие слова: «Спасибо партии, правительству и нашему комсоргу за счастливую и веселую жизнь».
Ученики этой школы, как выявила, проводившаяся в 1а феврале 1936 г., проверка считали комсорга Пелепчука «вождем» .
Данный факт, хотя и оценивался проверяющимися отрицательно, являлся логичным следствием культовой атмосферы изучаемого периода.
Помимо указанных культов политических деятелей советская политическая мифология содержала и целый пантеон героев.
Обращение к героическим примерам, предназначенным служить моделью для массового подражания, является широко распространенным в истории явлением49.
Однако в 30-е гг.
оно имело свои особенности.
Во-первых, в 20-е начале 30-х гг.
прославлялись только герои постреволюционной России, поскольку в этот период дореволюционная героическая история отвергалась, официальная пропат-анда отрицата существование универсальных, не зависящих от классовой принадлежности, черт национального характера.
Отмечалось, что Октябрьская революция открыв новую эру в истории человечества, породила советское общество, которое в значительной степени начинает свою историю с чистого
лиспа Во-вторых, в 30-е гг.
роль государства (обладавшего монополией на СМИ) в формировании героических символов была беспрецедентна Поэтому созданные в тот период символы представляли собой причудливое сочетание реальных фактов и вымысла В
47Роговин В.З.
Сталинский неонэп.
М., 1995.
С.
276 278.
4 КРГАСПИ.
Ф.
17.
Оп.
120.
Д.
237.
Л.
2.
49Сенявская Е.С.
Героические символы: иллюзии и реальности И Мировосприятие и самосознание русского общества (XI XX пп.) Сборник статей / Отв.
ред.
Л.Н.
Пушкарсв.
М., 1994.
С.
164.
42

[стр.,43]

обстановке «культа личности» культ отдельных 1ероев становился естественным.
Механизм формирования образа героя ярко виден
па примере участника Гражданской войны, командира 25~й стрелковой дивизии, сыгравшей значительную роль в разгроме войск А.В.
Колчака,
ВЛ .
Чапаева.
Выдающийся фильм «Чапаев» братьев Васильевых способствовал превращению реальной личности в героический символФильм, который авторы предполагали сделать вольной интерпретацией на тему героя, был воспринят как абсолютная
реальность50.
Народ с готовностью впитывал в себя преподносимые символы, искренне веря, что именно такими должны
бьпъ ею герои.
Кинорежиссер Г.В.
.Александров справедливо характеризовал сложившуюся ситуацию: «Зритель смотрит на героя, например, на Чапаева и Чкалова не как на что-то недосягаемое, а смотрит на героя так, что и у меня есть такие недостатки, я их буду также изживать и буду таким же, как этот герой»51 .
Примеры героизма вызывали духовный подъем в обществе, развивали стремление подражать им, равняться на них.
Тем более что 30-е гг.
показали множество примеров мужества и самоотверженности советских людей в борьбе с естественными трудностями и внешним врагом.
Спасение челюскинцев, полеты Чкалова вызывали неподдельный энтузиазм, воспринимались народом не просто как проявление героизма отдельных лиц, а символизировали коллективизм всего общества.
Таким образом, героизм выполнял воспитывающую и мобилизующую функции, он был также системообразующим элементом, поскольку главным качеством любого героя, прославляемого советской пропагандой являлась беззаветная преданность (до самопожертвования) социалистическим
ценное]-ям.
Постепенно превращенные в символы герои переставали принадлежать себе, они становились частью идеологического механизма.
В качестве аналога подвига выступали трудовые рекорды, стремление к которым получило широкое распространение.
Еще в начале 20-х гг.
43 wБратья Васильевы.
Собрание сочинений в 3-х тт.
Т.
2.
М., 1982.
С.
140.
5 J РГАСПИ.
Ф.
77.
On.
1.
Д.
919.
Л.
17.

[Back]