Проверяемый текст
Матушкин, Сергей Дмитриевич; Закономерности развития экономических отношений мезоуровня в условиях административно-территориального реформирования (Диссертация 2006)
[стр. 26]

проблемы, игнорирование которых способно сформировать особые препятствия для процесса экономической динамики региона.
Так, в 90-е годы после распада СССР и в начале рыночных реформ в некоторых российских регионах наличие ресурсного потенциала не явилось фактором роста, а узкая специализация (доминирование какой-либо отрасли в регионе на протяжении многих десятилетий) стала сдерживающим фактором (Ивановская область, угледобывающие регионы).1 В СССР административно-территориальное деление в качестве базового принципа первоначально принимало «краевое» деление (который в 30-х годах при определении границ автономных республик, областей и округов дополнялся этническим принципом).
Внутренние же уровни краевого административно-территориального деления были представлены «национальными районами».
Таким образом, общей тенденцией изменения административнотерриториального деления страны первых советских десятилетий выступала
ориентация на повышение внутригосударственного статуса национальных районов.
Перестройка административно-территориального деления в 20-е годы привела к тому, что часть
границ новых регионов совпадала с дореволюционными, другие входили в состав административных новообразований, третьи становились центрами новых промышленных областей.
В результате один принцип деления совпадал с другим, а впоследствии сменялся третьим2.
Поэтому выявить экономическую логику и экономическую составляющую советских ориентиров административно-территориального деления не всегда представляется возможным (так, малообъяснимо, почему крупные сибирские регионы соседствуют с национальными округами, например ХантыМансийским, а на Дальнем Востоке небольшая Еврейская АО независимо соседствует с крупным Приморским краем).
Столь же потенциально
конфликт1См.
Кретинина, Т.
В.
Государственно-частное партнерство как фактор экономического роста депрессивного угольного региона (на примере Восточного Донбасса) [Текст] : автореф.
дисс.
на соиск.
уч.
степ.
канд.
эконом, наук/Т.
В.
Кретинина.
—Шаэты, 2012.—С.
12.
2 См.
Медведев, Я.
Политическая регионалистика [Текст] / Н.
Медведев.
М., 2001; Регионоведение [Текст] / под общ.
ред.
Ю.
Волкова.
Ростов н/Д : Феникс, 2002.
26
[стр. 31]

31 очертаниями обособленной зоны экономической активности региона), "природный" тип (ареал региона очерчен естественными природными преградами реки, горы или неосвоенные территории) и "этнокультурный" тип (когда границы совпадают с границами того или иного этноса, или являются частью границ распространения религий или культур).
Возникающие несовпадения названных границ порождают практически важные, но и до настоящего времени теоретически малоисследуемые региональной экономической наукой противоречия, в результате которых возникают актуальные проблемы, игнорирование которых способно сформировать особые препятствия для процесса экономической динамики региона.
Особенность современного административно-территориального деления Российской Федерации в том, что в нем прослеживаются все типы границ.
Однако доминирующий статус занимает "трехуровневая" система деления административно-территориального деления типа "губерния провинция волость" (которая в дореформенные годы трансформировалась в триаду "область район сельсовет".
Тем не менее, при внешней стабильности "тройственного" уровня административно-территориального устройства страны, принцип дифференциации реального статуса территории подвергался существенному изменению.
Так, в дореволюционной России исключался учет этнического принципа (поэтому губернии никогда не выделялись на основе признака доминирования автохтонного населения).
В СССР административно-территориальное деление в качестве базового принципа первоначально принимало "краевое" деление (который в 30-х годах, при определении границ автономных республик, областей и округов дополнялся этническим принципом).
Внутренние же уровни краевого адми-* нистративно-территориального деления были представлены "национальными районами".
Таким образом, общей тенденцией изменения административнотерриториального деления страны первых советских десятилетий выступала


[стр.,32]

32 ориентация на повышение внутригосударственного статуса национальных районов.
Перестройка административно-территориального деления в 20-е годы привела к тому, что часть
новых регионов совпадала с дореволюционными, другие входили в состав административных новообразований, третьи становились центрами новых промышленных областей31.
В результате один принцип деления совпадал с другим, а впоследствии сменялся третьим.
Поэтому выявить экономическую логику и экономическую составляющую советских ориентиров административно-территориального деления не всегда представляется возможным (так, малообъяснимо, почему крупные сибирские регионы соседствуют с национальными округами например, Ханты-Мансийским, а на Дальнем Востоке небольшая Еврейская АО независимо соседствует с крупным Приморским краем).
Столь же потенциально
конфликтным следует считать установление современных этнокультурных границ между национальными республиками Татарстан и Башкортостан, поскольку ни в одной из этих двух республик так называемая "титульная нация" не составляет подавляющего большинства.
Историческую преемственность в системе административнотерриториального деления сохранила в основном только Центральная Россия.
За Уралом же до сих пор доминирует природный принцип формирования административно-территориального деления: Красноярский край и Хакасия имеют границу по Енисею, а Якутия и Амурская область по Становому хребту32.
31 См.
подр.
Попов Р.
Региональный менеджмент.
Краснодар.
2000.
С.50-51.
32 Поспешность времен социализма привела не только к ощутимым потерям России по периметру внешних границ (Крым достался в виде "подарка" Украине, а русские области Средней Азии образовали Северный Казахстан), но и сохраняет опасность внутреннюю.
Так, суверенизация 90-х годов привела к объяснимому стремлению восстановить этнические границы таковы истоки территориальных претензий Калмыкии на приграничные территории в Астраханской области, Бурятии на Агинский и Усть-Ордынский бурятские АО, Краснодарского края на некоторые земли, отошедшие к Адыгее.

[Back]